Уралвагонзавод придет в «Ростех» с деньгами

Русский бизнес
УРАЛВАГОНЗАВОД
«Эксперт» №4 (1014) 23 января 2017
По итогам 2016 года УВЗ за счет экспорта заработал более 800 млн рублей прибыли, а получение госгарантий позволяет ему урегулировать отношения с кредиторами
Уралвагонзавод придет в «Ростех» с деньгами

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) на минувшей неделе сообщила, что получила государственные гарантии в объеме 25,7 млрд рублей. Они предоставлены для рефинансирования текущей задолженности как головного предприятия, так и кредитов его «дочек» — «ЧТЗ-Уралтрак» и «Уралтрансмаш».

Общий долг компании на конец 2016 года составляет около 80 млрд рублей.

Одновременно с распространением информации о получении госгарантий стало известно, что УВЗ получил первый кредит под государственное обеспечение: 4 млрд рублей на срок до пяти лет корпорации выдал банк «Югра». Он наряду с Газпромбанком и ВТБ входит в число основных кредиторов предприятия.

Как говорится в распространенном УВЗ пресс-релизе, соответствующие договоры о предоставлении государственных гарантий были подписаны 30 декабря 2016 года, а процесс их получения длился около восьми месяцев.

Примечательно, что оформление гарантий закончилось через два дня после того, как был обнародован указ президента РФ о передаче 100% акций научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех».

Первые сообщения о том, что УВЗ может войти в «Ростех», появились осенью прошлого года. По информации газеты «Ведомости», с таким предложением к Владимиру Путину обратился вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную промышленность. Однако никто из фигурантов этой истории — ни УВЗ, ни «Ростех», ни аппарат вице-премьера — эту информацию тогда не подтвердил. Впрочем, в день появления указа о передаче УВЗ в «Ростех» Дмитрий Рогозин в своем твиттере кратко обозначил причины передачи и ее последствия: «“Ростех” поможет УВЗ в кризисный период для гражданского производства, а кооперация военных заводов создаст единый “бронетанковый холдинг”».

А за несколько часов до публикации указа с заявлением выступил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, УВЗ находится в сложном положении из-за больших долгов, предприятие нуждается в финансовом оздоровлении. Со своей стороны Чемезов пообещал провести аудит и не исключил, что Уралвагонзавод может быть объединен в один холдинг с Курганмашзаводом, который контролируется «Ростехом».

Финансовые проблемы у УВЗ образовались в 2014–2015-м. Именно за эти два года компания «заработала» убыток в 5,2 млрд и 16,4 млрд рублей соответственно. Причина — резкое сокращение продаж вагонов из-за политики правительства относительно использования на железнодорожной сети старого подвижного состава: перевозчики получили возможность не обновлять свой парк, и продажи новых вагонов упали. Кроме того, конкретно против УВЗ были введены санкции США и Евросоюза, что серьезно сократило для компании возможности привлечения финансирования. Что же касается доходов от производства военной продукции, то, как известно, рентабельность по государственному заказу ограничена законодательно и на практике не превышает 3–5%.

Все эти проблемы привели к тому, что в начале 2015 года начался конфликт корпорации с Альфа-банком. Последний потребовал досрочного погашения ранее выданных кредитов от дочерней компан