Инновации сократят путь в бигфарму

Русский бизнес / ФАРМАЦЕВТИКА Российские фармацевтические компании за счет модернизации перешли от импорта лекарств и их упаковки к производству дженериков. Но для качественного прорыва им нужно существенно увеличить выпуск собственных субстанций для создания лекарств
ТАСС

Российский фармацевтический рынок, который последние пять лет рос в среднем на 11% в год на фоне общемировых 2–3%, вновь получает фору для нового и качественного витка развития. Российским компаниям благоволят как общемировые тренды, так и на редкость эффективная госполитика, которая в ближайшее время станет еще более продуманной и точечной. Пережив период почти тотального импорта в 1990-е, фармотрасль России накопила капитал на упаковке импортных лекарств и за 2009–2016 годы достигла своего пика за счет создания новых производств по выпуску лекарств-дженериков. Теперь, в соответствии с госпрограммой «Фарма 2020», ей предстоит существенно расширить производство собственных субстанций (действующих веществ, предназначенных для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющих их эффективность), доля которых у нас составляет пока не более 10%. Но оказалось, что к инновационному прорыву в нынешних условиях готовы очень немногие фармкомпании. Поэтому, чтобы расширить производство субстанций, правительство готово принять очередные меры господдержки: больше финансировать НИОКР и, главное, предоставить отечественным производителям новые преференции при госзакупках действующих веществ. Надежду на то, что новые разработки будут появляться и дальше, вселяют и внедряемые передовые технологии, позволяющие порой стократно сократить время и деньги на научные исследования при разработке новых субстанций и медпрепаратов. Все это открывает для малых и средних инновационных компаний России большие возможности занять новую рыночную нишу внутри страны, а в дальнейшем и прорваться в бигфарму. Более того, есть перспективы и в расширении возможностей привлечения капитала в российские фармацевтические стартапы. В Минпромторге и на Московской бирже уверены, что глобальные инвесторы оголодали в поисках новых идей в фарме, поэтому даже не имеющим выручки российским стартапам на нашем финансовом рынке упростят выход на IPO для доступа к международному капиталу.

Победить старость сможет каждый

Российский рынок лекарственных средств и медпрепаратов по мере роста все больше вовлекается в тенденции общемирового глобального фармрынка, который еще в 1990-е показывал двукратные показатели роста, а сейчас прибавляет не более 2–5%. Снижение мировых оборотов лекарств связано с сокращением госрасходов на медицину после кризиса 2008 года. Однако, по прогнозу консалтинговой компании Frost & Sullivan, в ближайшие восемь лет бигфарма будет расти на 4,6% в год и нарастит объем с нынешнего 1 трлн долларов до 1,7 трлн. Основными драйверами для фармпроизводителей, помимо роста экономики стран Юго-Восточной Азии и Африки, станут увеличение численности населения (с 7 до 8 млрд к 2025 году) и рост продолжительности жизни.
«Однако мы ожидаем снижения доли лекарств в расходах на медицину в мире в целом с нынешних 70 до 51 процента к 2025 году, — говорит Алексей Волостнов, директор Frost & Sullivan по развитию бизнеса в России. — Это связано с прорывным развитием диагност
Российские фармкомпании активно выросли на модернизации и производстве дженериков. В валютном выражении экспорт снизился из-за девальвации рубля
Мировой рынок дженериков продолжит рост в том числе за счет завершения патентов многих оригинальных препаратов

spam@petrov.vodka