Портрет художника накануне Апокалипсиса

Культура / СКУЛЬПТУРА Почему происходящее в мире не стоит воспринимать как череду стихийных бедствий
Фотографии Дмитрия Лыкова

В Московском музее современного искусства проходит выставка скульптуры, графики и видео Алексея Морозова Pontifex_Maximvs / Le Stanze. Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (факультет скульптуры, мастерская академика Льва Кербеля) он закончил в 1999-м. Был художником-постановщиком телевизионных программ «Взгляд», «Поле чудес», «Клуб путешественников», которые выпускала телекомпания «ВИД» (Первый канал). В 2013 стал директором Московского академического художественного училища. С 2014 года — член президиума Российской академии художеств. Живет и работает в Москве и Лукке (Италия). Алексей Морозов — автор памятника Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко в Камергерском переулке столицы. «Эксперт» поговорил с ним о том, по каким принципам устроен мир современной скульптуры.

 

Елена Николаева: Что должен делать художник, чтобы оказаться на острие современности?

— Для художника важно тонко чувствовать точки слома в историческом и культурном процессах. Чтобы правильно их оценивать, необходимо обладать основательным багажом в области философии и социологии, надо хотя бы в общих чертах представлять себе историю развития человеческой мысли и при этом уметь анализировать процессы, которые протекают в обществе в данный момент. Чтобы понять, что происходит, я постоянно анализирую информационные потоки, но не в меньшей степени мне интересно следить за контентом того или иного спикера.

Е. Н.: Мнение каких российских экспертов вам интересно?

— Всегда с интересом читаю публикации Михаила Ремизова. Из историков и критиков искусства я бы выделил Екатерину Бобринскую, Виктора Мизиано и Александра Боровского.

Но вообще меня интересует лево-прогрессивный дискурс в политологии, философии и «Новая социальная история».

Яркие представители этого направления в России —

Андрей Фурсов, Александр Зиновьев, покойный ныне… В нашей стране фактически не преподавался неомарксизм, и это большое упущение. Были кафедры и профессора, которые занимались этим факультативно на свой страх и риск. И это то, что действительно интересно. Иммануил Валлерстайн — автор, которого стоит читать молодым. Про Жана Бодрийяра и говорить как-то неловко: он уже набил оскомину по частоте упоминаний, но это потрясающий автор. Каждому начинающему искусствоведу (критику) и художнику необходимо прочесть работу Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Что же касается новостей, то они на сегодняшний день достаточно специфические, с мощным духом пропаганды (причем со всех сторон). И это тоже рабочий материал. Интересно анализировать феномен новейшей пропаганды. Художник должен обращать свое внимание и на эту часть нашей медиавселенной. Это и творческий метод, и просто способ жить в этом мире и не воспринимать происходящее в нем как стихийное бедствие.

Е. Н.: Как соотносится с современностью одна из ваших работ, представленных на выставке в Московском музее современного искусства — фигура человека на с