Африканская платежная звезда

Специальный доклад / НАСТУПЛЕНИЕ ФИНТЕХА Успех платежной системы M-Pesa в Кении обусловлен малым охватом населения банковскими услугами, доверием к сотовым операторам и развитой сетью агентов. Повторить кенийскую историю в более развитых странах вряд ли получится

Кения разместила государственные облигации через мобильные телефоны — провайдером стала компания M-Pesa, поставщик платежных услуг для абонентов мобильных операторов.

Сегодня мало кто сомневается, что при определенных условиях сотовые операторы могут соперничать с банками в сфере денежных переводов и платежей. Однако до появления системы M-Pesa всерьез эту идею никто не воспринимал. По словам председателя совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, M-Pesa — это, наверное, самая известная мобильная платежная система в мире. «Пожалуй, именно ей мы обязаны появлению точки зрения, что сотовые операторы могут играть ключевую роль в повышении доступности финансовых услуг», — говорит г-н Достов.

Заняли нишу

M-Pesa — сервис, работающий для абонентов Vodafone в ряде африканских и азиатских стран. Он дает возможность посылать и получать денежные переводы, оплачивать счета, а в некоторых странах даже переводить деньги на банковский счет. Например, в Афганистане полиция получала зарплату через M-Paisa (аналог M-Pesa). «M-Pesa действительно оказала очень большое влияние на розничные платежи в Кении, причем мобильные платежи стали использовать в традиционно довольно консервативных сегментах: в мелких магазинах, на рынках и так далее, — рассказывает Виктор Достов. — Около 77 процентов платежей — это переводы между физическими лицами. При этом платежами M-Pesa не ограничилась. Поскольку иной платежной инфраструктуры в той же Кении особенно не было, на ее основе стали возникать сервисы по удаленной покупке страховок, микрокредитные сервисы с мобильным скорингом (M-Shwari) и прочее».

Разработал M-Pesa молодой кенийский студент, но все права на нее были выкуплены кенийским оператором сотовой связи Safaricom, который принадлежит британскому оператору Vodafone. Что интересно, имя студента неизвестно, и это породило множество домыслов. Окончательной разработкой и внедрением системы занималась компания Sagentia, в 2009 году разработка и обслуживание вместе с большей частью команды были переведены в IBM, а с февраля 2017-го этим занимается Huawei.

M-Pesa в Кении была запущена 6 марта 2007 года и благодаря огромному успеху практически сразу была распространена на другие страны: Танзанию, ЮАР, Индию. Сейчас эта система представлена в десяти странах, среди которых не только африканские, но и Румыния с Албанией. В Афганистане с 2008 года действует ее аналог M-Paisa, сервис предоставляется сотовым оператором Roshan совместно с Vodafone.

На конец декабря суммарно во всех странах M-Pesa насчитывала 29,5 млн активных пользователей и 287,4 агентов. В 2016 году было совершено 6 млрд операций.

Банки на подходе

Цифры, конечно, интересные, но повторить грандиозный успех Кении в других странах ни самой M-Pesa, ни ее аналогам не удалось. «Сейчас мы уже точно понимаем, что универсальных платежных инструментов, которые подходили бы всем странам или регионам, не существует, — комментирует Виктор Достов. — Где-то потребители с удовольств


spam@petrov.vodka