Мифы и надежды Пояса и Пути

Экономика и финансы / Китай и Россия Как амбициозный план Си Цзинпина может катализировать переход российской экономики к постиндустриальной модели

Уже совсем скоро, в мае, главы двадцати государств соберутся в Пекине на саммит «Один пояс — один путь». На протяжении последних трех лет политики, бизнесмены и дипломаты разных стран повторяют эти четыре слова как заклинание, а в самом Китае выражение «и тай и лу» (一带一路) приобрело характер мини-религии. Это словосочетание стало самым упоминаемым за 2016 год в главной китайской газете «Женьминь Жибао». В ежегодном обращении к парламенту руководитель Гонконга Лян Чженьин произнес его 48 раз (чем вызвал бурные эмоции у гонконгцев, еще не привыкших к чеканным лозунгам метрополии). Что такое Пояс и Путь, зачем они Китаю, что они значат для мира, а главное, какие возможности представляют для России?

Президент Китая Си Цзинпин впервые изложил видение Пояса и Пути осенью 2013 года, предложив международному сообществу совместно поработать над масштабной программой инфраструктурного обновления на пространстве от Пекина до Лиссабона. Примечательно, что Поясом Китай назвал сухопутные пути из Китая в Европу, а Путем — маршруты по морю. Прагматичный наблюдатель мог решить, что Китай просто объединил в один термин усилия по продвижению интересов своих строительных, энергетических и финансовых компаний в Евразии.

Мотивация Китая заслуживает внимания. На протяжении пятитысячелетней истории Срединное государство концентрировалось на внутренних делах и взаимодействовало с внешним миром исключительно по необходимости. Однако за последние тридцать лет картина кардинально изменилась: КНР стала «фабрикой мира» (25% мирового промышленного производства и 14% мирового экспорта), основным покупателем сырьевых товаров и накопила крупнейший в мире финансовый капитал (активы банковской системы Китая достигли 33 трлн долларов — вдвое больше, чем в США, и в 25 раз больше, чем в России). Все время, пока вершилось китайское экономическое чудо, не прекращалась самая большая в истории человечества стройка. За один только 2016 год инвестиции в основной капитал в Китае составили 9 трлн долларов. При таком бурном росте неизбежны деформации. По данным Оксфордской школы бизнеса, объем задолженности, сформировавшейся из-за удорожания инфраструктурных проектов, достиг 10 трлн долларов. Доходность вновь созданной инфраструктуры часто разочаровывала: у двух из трех платных дорог трафик оказался на 41% ниже ожидаемого. Налицо признаки, что всекитайский инфраструктурный бум достиг своего пика. Стране необходимо переварить уже построенное и остановить раскручивание кредитной спирали. Но уменьшение объемов внутренних инвестиций неизбежно скажется на бизнесе. Компаниям станет тяжело не только обслуживать долг, но и платить зарплату: на кону социальный баланс 1,4 млрд человек. Необходимо выдвигать избыточные производственные силы за рубеж, благо есть деньги.

Китай взялся за реализацию провозглашенного курса методично и с размахом. Передовым отрядом Пояса и Пути стали новые институты — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (капитал 100 млрд долларов, 57 стран-участников), Новый банк развития


spam@petrov.vodka