Заем «Обустроим Россию»

Тема недели / НАРОДНЫЕ ОБЛИГАЦИИ Модернизацию инфраструктуры можно превратить во всероссийский нацпроект, который позволит провести масштабное обновление фондов, оживить рынок ценных бумаг и, самое главное, позволит гражданам страны заработать на ее модернизации. Ядро проекта — запуск программы инфраструктурных народных облигаций
ТАСС

Вместо черной дыры — стабильное прибыльное предприятие. Вместо узкого кружка приближенных к муниципальным властям лиц — все жители страны, получающие доход от работы объектов ЖКХ. Несмотря на нескрываемый, а часто даже воинствующий скептицизм профессиональных финансистов по отношению к инфраструктурным облигациям, эта история вполне может быть реализована — и реализована правильно, успешно и в некотором роде красиво.

Ахиллесова пята страны

Дефицит инфраструктуры в России и степень износа инфраструктуры действующей — признанное экономистами и остро ощущаемое бизнесом ограничение экономического роста. На его устранение требуются внушительные деньги. Только в объекты транспортной и энергетической инфраструктуры за 2011–2016 годы было вложено более 14 трлн рублей, или 19,2% ВВП. Пик вложений пришелся на 2013 год, за следующие три года инфраструктурные инвестиции сократились на 20% в текущих ценах, до 2,15 трлн рублей (см. график) в связи с общеэкономическим кризисом и завершением программы инвестиций в энергогенерации в рамках механизма договоров предоставления мощности (ДПМ). В ближайшие годы ожидается плавный рост вложений в инфраструктуру, однако даже к 2020 году, согласно инерционному прогнозу Газпромбанка, объем рынка не достигнет номинальных объемов 2013-го.

Государство не первый год пытается привлечь в инфраструктурные отрасли частный капитал, но пока продвижение идет туго. Ряд инфраструктурных проектов, чаще всего структурированных, как концессии, финансируются сегодня с помощью проектных облигаций, это все еще узкий рынок клубных размещений для НПФ, аффилированных с компаниями, управляющими проектами.

По оценке компании InfraOne, на май текущего года в обращении находился 21 выпуск концессионных облигаций десяти эмитентов на общую сумму чуть больше 70 млрд рублей. Это просто слезы — менее одного процента 9,5-триллионного рынка корпоративных облигаций.

Сегодня пенсионным фондам законодательно разрешено инвестировать в инфраструктурные компании, имеющие более чем три года аудированной истории и приемлемые кредитные рейтинги, а также в новые проекты на условиях концессии. И негосударственные пенсионные фонды уже стали заметным игроком на рынке концессионных облигаций. Однако пока активны прежде всего фонды, представляющие одну финансовую группу либо каким-то образом аффилированные с кредитором и/или инвестором проекта. Например, НПФ «Газфонд» выкупал бумаги проектов с участием УК «Лидер», «ВТБ Пенсионный фонд» — проектов с участием «ВТБ Капитала» и т. д. Таким образом, пока мы имеем дело со своего рода клубными сделками, а не с открытым, конкурентным рынком проектных облигаций.

«Рынок ​долгосрочных ​инвестиций в инфраструктуру с помощью механизма концессий — это, ​по сути, рынок не портфельных инвестиций, а проектного финансирования, — комментирует ситуацию исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. — Порог вхождения в него очень высокий, участников мало — фак

Купонообразование проектных облигаций: отсутствие стандартов
За три кризисных года совокупные инвестиции в инфраструктуру сократились на 20% в текущих целях
Схема структурирования инфраструктурных народных облигаций
Схема владения инфраструктурными облигациями