Бьют в цель

Экономика и финансы / Банки Банки уже вовсю используют всё, что знают о нас, — для таргетированной рекламы или оценки заемщика. С помощью больших данных российские финансовые институты уже заработали первые десятки миллиардов
DPA/TASS

Финтех-сообщество с интересом наблюдает за первыми опытами банков в обработке больших данных (Big Data) — так, недавно по сети прокатился скандал, связанный с кейсом, который реализовала принадлежащая Сбербанку платформа Segmento. Речь шла о рекламе определенного продукта для McDonalds — алгоритмы Segmento «нашли» клиентов, которые за последние три месяца совершали покупки по картам Сбербанка в сетях фастфуда, дополнили их профили данными из социальных сетей и показали части этих людей таргетированную рекламу, а потом отследили эффективность рекламы опять-таки по транзакциям и содержимому чеков (история была рассказана на Яндекс-конференции и описана в блоге айтишником Credit Suisse Андреем Микитюком). Сбербанк прокомментировал это так: «Segmento не обладает прямым доступом и не обрабатывает персональные данные клиентов Сбербанка. Банк передает Segmento только зашифрованные и обезличенные вероятности, которые не содержат личной информации о человеке или группе людей. Эти вероятности позволяют Segmento уточнять собственные рекламные модели для показа рекламы пользователям интернета. Деятельность Segmento законна и не нарушает банковскую тайну наших клиентов». Однако широкие массы клиентов впервые задумались о том, не слишком ли много банки знают о них.

О проектах, связанных с большими данными, финансисты сообщают чуть ли не каждый день — например, на днях Всероссийский союз страховщиков (ВСС) сообщил о планах создания глобального офиса по управлению социальными и экономическими рисками всей страны. В этот офис будет стекаться информация от участников рынка и данные о рисках от госорганов: Федерального фонда соцстраха, МЧС, Ростехнадзора, Минздрава, Минтруда, Росстата и других. На основе этих разрозненных, или, как говорят специалисты по Big Data, «неструктурированных», данных будет построена карта рисков в масштабах всей страны. А в середине июня Альфа-банк подписал рамочное соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Double Data — для «масштабирования процесса цифровой трансформации и внедрения передовых технологий обработки и анализа больших массивов данных», в Big Data Альфа-банк вложит полмиллиона долларов.

Наравне с блокчейном большие данные — один из самых популярных сейчас трендов в мире финансовых технологий. Количество информации, которую создает и хранит современное общество, с каждым годом возрастает. Соответственно, идея извлечь практическую пользу из всей этой информации лежит на поверхности.

Что банки знают о Big Data

Самое интересное, что сами технические специалисты по Big Data до сих пор не могут прийти к единому определению, что же это такое. Определения если и есть, то единственную функцию, которую они выполняют, — доказать, что конкретный продукт является Big Data проектом.

С точки же зрения банков и их клиентов прийти к понятному определению немного проще. Big Data — это когда банки собирают о нас большие объемы разнородной информации и на ее основе делают выводы о наших потребительских предпочтениях или о том, стоит