Не нужны «Мистрали», не нужна и замена

Русский бизнес

Уже в этом году ВМФ России должен выдать отечественным судостроительным предприятиям заказ на разработку головного универсального десантного корабля (УДК). Наши моряки уверены, что он станет прекрасной альтернативой вертолетоносцам типа Mistral, которые Франция так и не решилась поставить России.

Еще год назад заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук заявил, что его ведомство подготовило техническое задание на разработку нового УДК. А начальник управления кораблестроения главкомата капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников разъяснил, что строительство такого корабля наша страна начнет не раньше 2018 года. И это при том, что в состав флота он должен войти уже в 2025-м. «На сегодняшний день ведется проектирование УДК соответствующими организациями. Наработки уже есть, облик нами определен», — сказал Тряпичников. Впрочем, как выяснилось, это соответствует действительности лишь отчасти.

Несмотря на то что технического задания на постройку нового корабля ВМФ никому так и не выдал, проектированием УДК в инициативном порядке занялись сразу две организации — Крыловский государственный научный центр (ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова) и Невское ПКБ. Первый предложил создать корабль проекта «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн. На его борту предполагалось разместить до 500 морских пехотинцев и 50 бронетранспортеров, а также внушительную авиагруппу, состоящую из 16 вертолетов: ударных Ка-52К, транспортно-десантных Ка-29 и противолодочных Ка-27. В целом проект «Лавина» во многом повторял «Мистраль», с той лишь разницей, что высадку десанта на нашем корабле предполагалось осуществлять прямо на необорудованное побережье при помощи открывающейся аппарели для выпуска техники, а не на специальные десантные баржи, как у французов. Заметим, что российский вариант выглядит предпочтительнее, так как заметно ускоряет развертывание войск.

А вот Невское ПКБ выбрало принципиально иную концепцию УДК. Его конструкторы решили сосредоточиться на проектировании десантного корабля с почти вдвое меньшим водоизмещением — всего около 15 тыс. тонн. Такой корабль, получивший шифр «Прибой», очень похож на голландские десантные вертолетоносцы проекта «Роттердам». Эти корабли-доки, как и «Лавина», смогут перевозить порядка 500–600 пехотинцев и около 50 единиц боевой техники. Но вот авиагруппа у такого УДК чуть ли втрое меньше — всего шесть вертолетов. Тем не менее строительство головного корабля проекта «Прибой» оценивается примерно в 40 млрд рублей (почти 600 млн евро). Это примерно столько же, сколько стоил один «Мистраль».

И хотя ВМФ России не отдает предпочтение ни одному из этих проектов, в ЦНИИ Крылова уже объявили о намерении вступить в кооперацию с Невским ПКБ. По словам начальника отделения перспективного строительства ЦНИИ Владимира Пепеляева, если в ближайшее время будет принято решение о строительстве корабля, то до конца года Крыловский центр совместно с Невским ПКБ смогут завершить работу над аванпроектом, после чего бюро начнет полноценное проектирование УДК. Л