Правила холодной войны 2.0

Тема недели / САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ Соединенные Штаты поставили российским элитам окончательный ультиматум: сдаться или завершить национализацию
БЕАТУС ФАКУНДУСА

Москва официально вписана в мировую «ось зла» вместе с Ираном и Северной Кореей. Уменьшения санкционного давления не будет — ожидается дальнейшая эскалация. Санкционный закон номер 3364 стремительно прошел обе палаты Конгресса США и был утвержден так единодушно (419 голосов против трех в Палате представителей, 98 голосов против двух в Сенате), что недовольный Дональд Трамп не посмел наложить вето, хотя и назвал его «весьма ущербным».

«Он представляет желание американского народа увидеть, что Россия предпринимает шаги для улучшения отношений с Соединенными Штатами», — забавно оправдывается хозяин Белого дома. Выражайтесь точнее, господин президент: закон представляет желание американских элит увидеть капитуляцию элиты российской. Продолжение международной эскалации никак не выгодно и не интересно простым американцам, которых уже год, как приходится распалять фантазиями о российских хакерах. Не выгодно и простым россиянам, которые выступают невольными жертвами санкционных атак на российские компании и элиту. Сами, мол, виноваты со своим Путиным и 86%. Корректируйте цифры.

Но это все тонкости. Конгресс установил рамки холодной войны и объяснил своим союзникам, что Россия отныне нерукопожатный контрагент, а сомневающимся оппонентам — что никакие Трампы не остановят антироссийскую политику, санкции на годы и десятилетия. Российским элитам сегодня предстоит крепко призадуматься, как жить дальше и, главное, в какой стране мира.

Закон о санкциях (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364) представляет собой многослойную платформу-конструктор, части которой разбираются, исключаются, дополняются и активизируются в любой момент по желанию политического руководства Соединенных Штатов, причем как Конгресса, так и самого президента. Отдельные положения вступают в действие немедленно, некоторые остаются на усмотрения Дональда Трампа «в интересах национальной безопасности». Это комплексный, но довольно гибридный закон, который будет применяться в зависимости от внутренней и внешнеполитической ситуации.

Законодатели собрали воедино все претензии к России по поводу Крыма и Донбасса, Сирии, подрыва кибербезопасности США, вмешательства в американские выборы, а также энергетической политики в Европе, действиям в Евразии, нарушении прав человека. Появилась и новая — политическая — тематика: коррупция и финансовые преступления российских элит. В документе сгруппированы все предыдущие санкции, начиная с «Акта Магнитского», часть из них усилены и персонифицированы. Если коротко перечислять секторы давления, то это технологии в сфере нефте- и газодобычи, строительство газопроводов, приватизация госкомпаний, зарубежное кредитование и рынок ОФЗ (см. Рагу, приправленное ненавистью: краткий дайджест H.R.3364). Важно отметить, что санкции расширены за счет экстерриториальности, то есть могут распространяться на иностранные компании или физические лица, которые взаимодействуют с российскими бизнесом и властью. То есть по факту Россия отныне не только сч

Рагу, приправленное ненавистью: краткий дайджест H.R.3364

Из 334 параграфов закона «О противодействии врагам Америки посредством санкций 2017» России посвящено без малого 50. Остальные рассматривают меры «противодействия» Ирану, Северной Корее, а также «терроризму и нелегальному финансированию (illicit finance)

Новации в «меню» ограничений и запретов в отношении подсанкционных компаний и банков (п.235)

Запрет на предоставление кредитов, страховок и гарантий Эксимбанком США.

Препятствование в предоставлении подсанкционным компаниям кредитов международными финансовыми институтами.

Запрет на предоставление статуса первичного дилера на рынке государственных долговых инструментов США.

Запрет на участие в госзакупках в США.

Возможность ограничивать действие и даже приостанавливать действие лицензий финансовым организациям, которые осуществляют вложения в долговые и фондовые инструменты попавших под санкции компаний.

Ограничение транзакций с американскими банками для банков и финансовых институтов, оперирующих фондами подозреваемых лиц и компаний.

Ужесточение секторальных санкций

П. 223 (b, c). Максимальный срок предоставления кредитов попавших под санкции банков и компаний сокращается соответственно с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней.

П. 223 (d). Запрет поставок оборудования, работ, услуг для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей теперь распространяется не только на структуры, подконтрольные санкционным компаниям и персонам, как было ранее, но и на те, в которых у таких лиц существенная доля в капитале (от 33%). Санкции распространяются на проекты во всем мире, а не только на территории РФ, как было ранее.

П. 232. Санкции за инвестиции более 5 млн долларов в год (либо в разовом объеме свыше 1 млн долларов) в строительство, модернизацию и ремонт российских экспортных нефте- и газопроводов, а также предоставление эквивалентного объема товаров и услуг для их строительства.

Общие исключения и условия прекращения санкций

П. 236 (b). Действие санкций может быть прекращено, «если президент определит, что такое исключение из санкционного правового режима отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов».

Исключение из режима санкций аэрокосмической отрасли

П. 237. Нормы данного закона не применяются в отношении российских поставок для обеспечения космических запусков в интересах NASA или любого другого клиента из оборонной отрасли (any other defence customer). Речь идет о поставках российских двигателей РД-180 для американских ракет. Действующий контракт истекает в 2018 году. Ранее Конгресс США предписал Пентагону отказаться от продления контракта, однако не исключено, что адекватная замена российским двигателям к 2019 году не будет найдена.

Противодействие приватизации «для своих»

П. 233. Президент обязан ввести не менее пяти видов санкций в отношении лиц, инвестирующих не менее 10 млн долларов в приватизацию российских компаний в случаях, если такая приватизация приносит несправедливую выгоду чиновникам правительства РФ, близким к ним сотрудникам или членам их семей.

Вмешательство в дела третьих стран

П. 228. Санкции в отношении физических и юридических лиц третьих стран, нарушающих режим американских санкций против РФ. Данный пункт вызвал замешательство у ряда политиков ЕС. Фактически речь идет о вмешательстве Америки во внутренние дела стран-союзников.

Противодействие европейской политике «Газпрома»

Специальный обширный параграф 257 посвящен «украинской энергетической безопасности». Трактуется она предсказуемо расширительно. В частности, первые три пункта параграфа однозначно политические, отражающие позицию элиты США в отношении Украины:

— поддерживать правительство Украины в восстановлении суверенитета и территориальной целостности страны;

— препятствовать всем попыткам правительства РФ дестабилизировать ситуацию на Украине;

— никогда не признавать незаконную аннексию Крыма правительством РФ, равно как отделение любой другой части украинской территории с использованием военной силы.

Девятый пункт параграфа гласит о «продолжении противодействия проекту газопровода “Северный поток — 2” из-за его вредного воздействия на энергетическую безопасность Европейского Союза, развитие газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетических реформ на Украине».

Казалось бы, тезис, что новый газопровод в Европу подрывает энергетическую безопасность получателей энергоресурсов, выглядит, мягко говоря, нелогично. Но тут на помощь приходит следующий, десятый, пункт — американские законодатели не постеснялись его поставить прямо встык. Он гласит, что «правительство Соединенных Штатов должно рассматривать в качестве приоритета экспорт американских энергоресурсов с целью создания рабочих мест в США и помощи американским партнерам и союзникам». То есть речь идет помимо политического сдерживания России в Европе об использовании санкций в большой торговой войне — схватке за энергетический рынок Европы.

Доклады

Законом предусматривается регулярная подготовка и рассмотрение Конгрессом нескольких докладов.

П. 241. Доклад о российских олигархах и квазигосударственных структурах РФ (parastatal entities).

Угроза распространения санкций на практически неопределенно широкий круг российских юридических и физических лиц. Если ранее основанием для включения в санкционные списки были действия, нарушавшие территориальную целостность Украины или режим ранее введенных санкций, то теперь задачей ставится «выявление наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния», «оценка отношений между означенными лицами и президентом В. Путиным или другими членами правящей российской элиты», «их вовлеченности в коррупцию», а также «состояния и источников дохода данных лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев/сестер), их активов, инвестиций и бизнес-интересов» (пп. a–d параграфа 241).

П. 242. Доклад о влиянии санкций на операции с государственными долговыми обязательствами РФ и производными финансовыми продуктами.

Доклад нацелен на изучение последствий расширения круга действия Директивы 1 Управления контроля за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) от 12 сентября 2014 года в части блокирования собственности любых институтов, способствующих негативному развитию ситуации на Украине путем включения суверенного долга и полной линейки производных финансовых инструментов.

П. 243. Доклад о связанных с РФ незаконных финансовых операциях. Американским госорганам предписывается «обнаруживать, изучать, документировать и пресекать незаконные финансовые потоки, связанные с РФ», если таковые негативно влияют на финансовую систему США или их главных союзников.

Исполнителем докладов назначено министерство финансов при консультационной поддержке со стороны Госдепартамента и директора национальной разведки.

По результатам рассмотрения определяется, какие санкционные действия можно не осуществлять, если это «отвечает интересам национальной безопасности США».

Помимо трех перечисленных закон предписывает также регулярное представление еще трех докладов, которые не заслужили до сих пор внимания отечественных комментаторов. Это доклад о СМИ, контролируемых и финансируемых правительством РФ (п. 255), доклад о влиянии РФ на выборы в Европе и Евразии (п. 256) и доклад о реализации стратегии достижения энергетической безопасности Украины (п. 257).

Александр Ивантер