Замах на триллионы

Русский бизнес
Москва, 04.09.2017
«Эксперт» №36 (1042)
В России анонсирован инфраструктурный проект, который по масштабам можно сравнить со строительством Транссиба век назад. Но его экономическая целесообразность под большим вопросом

ТАСС

Уже к 2026 году РЖД намерена ввести в эксплуатацию высокоскоростную магистраль (ВСМ) «Евразия». Предполагается, что она соединит Германию (Берлин) и Китай (Урумчи), связав воедино существующие системы ВСМ Европы и КНР. Трасса потенциальной дороги должна пройти через территорию Польши, Белоруссии, России и Казахстана. На пространстве СНГ дорога захватит Брест и Минск в Белоруссии, Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск, а далее пройдет через Астану к станции Достык на китайско-казахстанской границе. Первоначально рассматривались несколько вариантов прокладки трассы, в том числе через Сибирь, но приоритетным был выбран маршрут через Казахстан.

Общая протяженность ВСМ «Евразия» составит 9500 км. (Для сравнения: протяженность Транссиба — 9300 км. Правда, в отличие от великого сибирского пути по России пройдет только 2400 км магистрали, а всего на территорию стран СНГ придется 4900 км.)

«Евразия» фактически включила в себя обсуждаемый еще с 2013 года проект ВСМ Москва—Казань. Строительство этой трассы, напомним, первоначально планировалось завершить еще до чемпионата мира по футболу 2018 года, но оно даже не начато. Еще раньше, в 2009-м, Александр Мишарин, в то время губернатор Свердловской области, а ныне первый вице-президент РЖД, курирующий ВСМ-проекты, предложил рассмотреть возможность строительства ВСМ, связывающей Москву и Екатеринбург.

Теперь, в рамках проекта «Евразия», предполагается начать строительство ВСМ Москва—Казань в 2018 году. С 2023-го должно начаться сооружение других участков магистрали.

Под стать грандиозному масштабу потенциальной стройки и ее стоимость. По предварительным данным, капитальные затраты на строительство трассы только по территории СНГ составят порядка 7,1 трлн рублей, в том числе 3,58 трлн — для российского, 2,66 трлн рублей — для казахстанского и 0,85 трлн рублей — для белорусского участков.

Заметим, что высокоскоростными магистралями во всем мире называют железнодорожные линии, ориентированные на движение специально разработанного подвижного состава, способного развивать скорость от 250 км/ч и более. Опыт строительства и эксплуатации таких линий в мире довольно велик. Но везде по ним ездят исключительно пассажирские поезда. А «Евразия» должна стать первой в мире грузопассажирской ВСМ. Такого еще никто не делал.

Возить с ветерком

Не секрет, что скоростные железнодорожные магистрали интенсивно развиваются в индустриальных странах. Их общая протяженность в мире превышает 35 тыс. км (см. график 1). Пионером в создании таких дорог была Япония, запустившая первую скоростную магистраль еще в 1964 году. Но сегодня львиная доля всех ВСМ приходится на Китай. Более того, китайская сеть продолжает бурно расти. Протяженность скоростных железных дорог в Китае превысила 22 тыс. км, к 2020 году ее планируется увеличить до 30 тыс. км, к 2025-му — до 38 тыс. км.

В Европе традиционно работают ряд независимых национальных операторов ВСМ: SNCF во Франции, Intercity-Express в Германии, AVE в Испании и т. д. Однако с

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (1042) 4 сентября 2017
    Периодическая таблица кремля
    Содержание:
    22 кадра

    Новая управленческая элита, модель которой мы видим в обновляющемся составе губернаторского корпуса, является реакцией на санкции в отношении России. Экономические знания, стрессоустойчивость, «национализированность» и невключенность в иные, ранее сложившиеся элитные группы — вот набор того, чего ищет в будущей элите Кремль

    Международный бизнес
    Реклама