Ирландский маршрут «Сухого»

Специальный доклад / РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ ЭКСПОРТЕРОВ РОССИИ Российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), занимающий уже 12% мирового рынка, прорвался в Европу: его первым европейским заказчиком стала ирландская компания CityJet
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВ/ПРЕДОСТАВЛЕНО ГСС

Ирландский авиаперевозчик CityJet долго присматривался к первому созданному в современной России пассажирскому лайнеру. Но в конце концов, обновляя парк, остановил выбор именно на нем, что легко объяснимо. У этого самолета общая стоимость часа полета ниже, чем у конкурентов, за счет меньшего — в среднем на 5% — потребления топлива в полете. Кроме того благодаря меньшему взлетному весу машины (в среднем на две с половиной тонны в сравнении с конкурентами) ставки аэропортовых сборов для SSJ также ниже. Поэтому не удивительно, что в 2016 году CityJet подписала соглашение о приобретении у российской компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) 15 лайнеров и об опционе еще на 16 машин. Общая сумма сделки с ирландцами составит более миллиарда долларов, включая опцион и обслуживание самолетов: специальная программа послепродажного сервиса рассчитана на 12 лет и может быть продлена.

К тому же конкурентоспособность SSJ, определяемая его технологическими характеристиками, была подкреплена разработанной с участием Внешэкономбанка и Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) системой поддержки высокотехнологичного экспорта. ЭКСАР участвует в кредитно-лизинговых сделках экспорта SSJ100, страхуя кредит покупателю, что снижает риски банкам, финансирующим сделки. В итоге те предлагают покупателю выгодные для него условия.   

Опыт эксплуатации

«Я могу делать деньги с этим самолетом», — прокомментировал сделку президент CityJet Пэт Бирн. И это несмотря на то, что компания на некоторое время ограничена в использовании закупленных машин на собственных маршрутах. Дело в том, что в базовом для компании аэропорту Лондон-сити из-за его загруженности самолеты вынуждены заходить на посадку по крутой глиссаде, а SSJ пока не сертифицирован для исполнения такого маневра. Впрочем, как уверяют в ГСС, получение соответствующего сертификата — вопрос самого ближайшего будущего.

Но, как оказалось, закупая российские лайнеры, CityJet ориентировалась на интерес к ним со стороны других европейских авиакомпаний, сделав ставку на практикуемую у европейских перевозчиков бизнес-модель использования самолетов — так называемый мокрый лизинг, то есть предоставление самолетов вместе с экипажами в аренду другим авиаперевозчикам. В прошлом году первый лайнер был передан ирландцами финской авиакомпании Norra, где эксплуатировался месяц. «Уровень готовности SSJ 100 к вылету за этот месяц составил сто процентов, что заставило нас гораздо больше поверить в этот самолет», — сообщил Пэт Бирн. А уже весной нынешнего года ирландцы передали один SSJ 100 в «мокрый» лизинг на два года бельгийской авиакомпании Brussels Airlines. Он выполняет полеты из брюссельского аэропорта Завентем в 17 городов Европы. В общей сложности Brussels Airlines в этом году возьмет в «мокрый» лизинг три SSJ 100. Кроме того, несколько самолетов на этих же условиях взял у ирландцев британский региональный авиаперевозчик BMI Regional. «Мы уверены, что SSJ 100 продемонстрирует себя как идеальный с

СПРАВКА О КОМПАНИИ

АО «Гражданские самолеты Сухого» основано в 2000 году.

Основные направления деятельности: разработка, производство, продажа и техническое обслуживание самолета Sukhoi Superjet 100.

В эксплуатации 105 самолетов, у иностранных эксплуатантов 32.

Число работников: 2600.