Под каблуком

Русский бизнес / ОБУВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ На мировом обувном рынке сложилась ситуация, которая при определенных усилиях со стороны российской власти может привести к удвоению отечественного производства обуви
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

За последнее время было заявлено несколько новых проектов создания обувных производств с нуля. Zenden, один из крупнейших ритейлеров, начал строительство фабрики в Крыму. Как рассказал директор компании по коммуникациям Александр Милых, это производство рассчитано на миллион пар мужской кожаной обуви с возможностью расширения, заявленный объем инвестиций — один миллиард рублей, уже инвестировано 300 млн, начались первые поставки в торговлю. В дальнейшем вся обувь будет продаваться в собственной розничной сети. Еще один проект создания обувного производства с нуля в Тульской области, в свободной экономической зоне, может реализовать другой обувной ритейлер — Kari (сама компания не подтверждала это публично, но участники рынка знают о ее планах). О строительстве новой фабрики недавно объявляла компания «Брис-Босфор», лидер российского рынка с долей 10,5% в 2016 году (по данным Discovery Research Group), выпускающий обувь из полимеров.

Обувных производств с нуля очень давно в стране не создавалось, говорит гендиректор Российского союза кожевенников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич.

По словам Александра Милых, для Zenden организация собственного производства — это снижающая риски диверсификация, а также возможность выпускать российский товар, который становится все более востребованным. Но если бы у компании не было крупной розничной сети, прибыль которой позволяет инвестировать в производство, строить фабрику вряд ли стали бы.

У крупных ритейлеров сейчас многие козыри в руках — прежде всего гарантированный сбыт. Рынок свободной оптовой дистрибуции умирает, говорит Андрей Бережной, гендиректор «Ральф Рингер»: на его место приходят розничные сети, с которыми производителям очень трудно договориться о цене. Поэтому продавать становится все сложнее, и рост производства у компаний в какой-то мере сопряжен с темпами развития их собственной розницы или интернет-продаж.

Лучше Китая?

После девальвации в 2014 году условия производства обуви в России изменились, и оно стало более конкурентоспособным по цене с китайским. По мнению Владимира Денисенко, гендиректора компании «Юничел» (выпускает три миллиона пар обуви в год, это 10% российского рынка), производить в России постепенно становится выгоднее, чем в Китае, ведь оплата труда там стала выше российской. Если прибавить к этому расходы на транспортировку и растаможивание груза, то цены на аналогичную китайскую и российскую продукцию из кожи одинаковы.

И все же, как бы ни менялась конъюнктура, в южных странах «косты» производителя всегда будут ниже, считает Андрей Бережной («Ральф Рингер» заказывает часть обувной заготовки в Индии). Хотя, по его словам, за последние десять лет рынок индийской заготовки стал дороже и по стоимости производства уже почти не отличается от российского: «Но у них есть мощности свободные, а у нас нет, поэтому мы там. У индусов стоит очередь из желающих работать. А у нас людей нужно искать, обучать, убеждать». До кризиса, скажем в 2012 году, зарплата квалифицированной шве

Основные российские производители обуви в 2016 году