Кризис прошел, начались банкротства

Повестка дня
ТАСС

Крупнейший машиностроительный концерн России «Тракторные заводы» (КТЗ) будет объявлен банкротом, заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Долги концерна составляют 85 млрд рублей. Это не банк, с такими долгами не помогут, говорят аналитики.

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», — цитирует слова главы «Ростеха» агентство ТАСС. Концерн объединяет внушительное число производств (в форме акционерных обществ): Алтайский моторный завод, Владимирский моторо-тракторный завод, Волгоградскую машиностроительную компанию ВгТЗ, Зауральский кузнечно-литейный завод, Красноярский завод комбайнов, Красноярский завод лесного машиностроения, Липецкий завод гусеничных тягачей, Онежский тракторный завод, «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», завод «Сарэкс» (производство экскаваторов), Тракторную компанию ВгТЗ, Чебоксарский агрегатный завод, Волжский комбайновый завод, ГК Vogel & Noot (Лейпциг, Германия). На полутора десятках системообразующих предприятий трудятся более 20 тыс. человек.

План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как крупнейший кредитор «Тракторных заводов» получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники. По данным СМИ, ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерландскую «дочку» КТЗ — Machinery & Industrial Group N. V. и собственников — Альберта Бакова и Михаила Болотина.

Чемезов отметил, что «Ростех» претендует на часть активов концерна, так как входящий в КТЗ Курганмашзавод должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей. При этом завод — один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие как модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Банкротство концерна «Тракторные заводы» — проявление как общего кризиса машиностроения в стране, так и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортной, доля которой на российском рынке сейчас составляет 65–70%. За первое полугодие 2017-го входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, но для возвращения доли на рынке нужно производить до тысячи единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн рублей за два квартала 2017 года. Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность. Аналитики прогнозируют тяжелые негативные последствия — финансовые потери кредиторов, массовое увол