Ваше лицо всем знакомо

Экономика и финансы / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Уже в следующем году после регистрации в государственной единой биометрической системе мы сможем открывать счета в любом банке прямо из дома. При этом узнавание клиентов по голосу, лицу или отпечатку пальца уже сейчас используется банками для оптимизации работы, борьбы с мошенничеством или удобства клиентов
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Прийти в банк, чтобы сфотографироваться и оставить запись своего голоса, — эта процедура станет для нас обычной уже в следующем году. Всего один раз предоставив свои биометрические данные, мы сможем не выходя из дома открывать счета и получать финансовые услуги, которые сейчас требуют физического присутствия, в любом банке, подключенном к специальной системе. Законопроект о биометрической идентификации недавно предварительно одобрен правительством. Среди прочего он предполагает создание единой биометрической системы (ЕБС). Закон разрешит использовать биометрические данные для удаленной идентификации, а ее саму — для удаленного совершения юридически и финансово значимых действий.

На первом этапе эта система будет применяться в банках для удаленной идентификации клиентов, соответствующая технологическая инфраструктура уже создается. Как сообщили в пресс-службе Минкомсвязи России, осенью планируется завершить выбор технологического решения для системы (выбрать производителя оборудования и программного обеспечения), после чего будет разработан модуль удаленной идентификации для онлайн-каналов. В согласовании концептуальных технических решений и положений нормативных правовых актов, имеющих отношение к ЕБС, принимают участие и сами банки. Сколько потратит на ЕБС государство, пока не сообщается.

«Если законопроект будет принят осенью 2017 года, банки смогут подключиться к Единой биометрической системе летом 2018-го», — сообщают в пресс-службе «Ростелекома», который будет оператором ЕБС. Позже ее можно будет использовать и в других сферах — медицине, образовании, электронной коммерции, ритейле и т. д. «Внедрение удаленной идентификации повысит доступность финансовых услуг и снизит стоимость их предоставления», — полагают в Банке России.

Предъявить человека

Многие финансовые продукты мы и сегодня можем получать через интернет, однако только если в банке нас уже идентифицировали и открыли счет. Более того, серьезные операции — взять и погасить досрочно кредит, особенно большой, закрыть депозит и т. д. — все равно требуют нашего личного присутствия. Теперь процедура упростится: достаточно будет один раз идентифицироваться в одном из банков, подключенных к системе, — и можно открывать счета в любых других по видеозвонку. Видео необходимо, чтобы система удостоверилась, что вы — это вы. «Основой механизма станет биометрическая идентификация, использующая современные технологии распознавания лица и голоса, а также проверки наличия живого человека, что делает невозможным подмену биометрических данных», — говорят в пресс-службе Банка России. В «Ростелекоме» добавляют, что использование двух модальностей (бимодальность = лицо + голос) позволяет определить, кто находится по ту сторону экрана — пользователь или всего лишь имитация его биометрических данных. Правда, возможность распознавания лиц с высокой точностью даже при таком подходе специалисты ставят под сомнение (см. «В банке нужен человек, а зарулем — нет» на стр. 37), однако пока нет технического решения,