Фармпроизводители пошли на шантаж

Русский бизнес / ФАРМАЦЕВТИКА Крупнейшие производители лекарств заявили о готовности свернуть инновационные инвестпроекты, если государство откажется покупать новые препараты по высоким ценам

Разрабатываемая в Минздраве новая методика определения максимальной цены закупаемых по госпрограммам лекарств шокировала крупнейших фармпроизводителей. Новый принцип ценообразования будет основан не на учете затрат производителя на выпуск препарата, как сейчас, а на неких «индикаторах». Больше всего встревожены производители инновационных биоаналогов, затраты которых в несколько раз выше, чем у поставщиков синтезированных дженериков. Некоторые из них заявили о возможном сворачивании части научных исследований в связи с риском не окупить их в будущем. Чтобы привлечь к этой проблеме внимание правительства, отраслевые объединения фармотрасли по итогам прошедшей конференции «Биотехмед-2017» приняли резолюцию с призывом к регулятору не наломать дров и как минимум обсуждать принципы ценообразования с участниками рынка.

Инвесторы поверили в «третьего лишнего»

Фармацевтический рынок России за десять лет вырос в рублевом выражении в восемь раз; в прошлом году, по данным Минпроторга, он достиг 1,344 трлн рублей. Из этих объемов почти треть закупает государство по различным госпрограммам обеспечения населения жизненно необходимыми важными лекарственными препаратами (ЖНВЛП). Субсидирование НИОКР отечественным производителям новых препаратов, софинансирование строительства инновационных заводов по госпрограмме «Фарма-2020» привели к увеличению доли отечественных лекарств на рынке в денежном выражении с 12% в 2012 году до 32% в прошлом году. C 2009 года, когда началась реализация стратегии «Фарма-2020», в России построено более 70 производственных линий, в том числе на 32 крупных новых заводах, из которых восемь созданы глобальными компаниями — AstraZeneca, Novartis, Takeda, Novo Nordisk, Teva, Sanofi, Berlin Chemie.

Вторую волну углубления производства на территории России простимулировал так называемый принцип «третий лишний», по которому государство не закупает импортные лекарства, если на торгах представлены минимум два российских аналога. Впервые примененный в прошлом году, этот подход позволил увеличить долю отечественных лекарств в объеме госзакупок пока лишь на два-три процента. Но куда важнее рост отечественного производства, которому «третий лишний» дал импульс еще на этапе обсуждения: по итогам 2016 года оно увеличилось на четверть и, очевидно, продолжит расти. Объем инвестиций в фармотрасль в 2011–2016 годах составил 160 млрд рублей. В прошлом году ряд западных компаний решили локализовать в России новые производства, в том числе инновационные (новые проекты Bionorica SE, Boehringer Ingelheim, Ipsen и др.). Российские компании также заявили в прошлом году с десяток проектов, но большинство из них по-прежнему касаются производства дженериков. Доля российских лекарств полного цикла, включая производство субстанций, по-прежнему составляет лишь несколько процентов от всего объема производства, и создание инновационных препаратов — пока единичные случаи (инсулины «Герофарма», противовирусные препараты «Фармстандарта», «Ниармедик», онкопрепараты «Р-фар

Благодаря локализации новых производств в рамках программы "Фарма-2020" выпуск российских лекарств более чем удвоился
Динамика экспорта российских лекарств подпортил в 2015 году запрет на ввоз со стороны Украины