Неоконсолидация аптечного ритейла

Русский бизнес
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК
«Эксперт» №45 (1051) 6 ноября 2017
На аптечном рынке появляется все больше отраслевых объединений, которые позволяют мелким торговым сетям конкурировать с крупными игроками за счет оптимизации бизнеса по новым технологиям
Неоконсолидация аптечного ритейла

Аптечный рынок в России уже третий год переживает бурную консолидацию — крупные торговые сети ведут агрессивную политику слияний и поглощений. Это происходит как путем прямого выкупа прибыльных сетей, так и через подавление мелких локальных конкурентов ценовым демпингом. Балансируя на грани рентабельности в связи со снижением спроса и давлением крупных сетей, мелкие и средние аптечные сети ради выживания еще несколько лет назад начали активно объединяться в маркетинговые союзы и ассоциации, что позволяло всем вместе заполучить большую часть маркетинговых бюджетов фармпроизводителей. Дело в том, что в аптечном ритейле, в отличие от других его сегментов, помимо торговой наценки до половины дохода можно получать от фармпроизводителей, которые платят аптекам за продвижение своих препаратов. Борьба за эти бюджеты биг фармы объемом от 30 млрд до 50 млрд рублей в год породила новый вид бизнеса, в котором больший процент от этих бюджетов достается тем учредителям маркетинговых союзов, которые сумели собрать под свое крыло максимальное число аптечных сетей. Ужесточение конкуренции таких союзов между собой за мелкие сети закономерно привело к появлению более продвинутых и выгодных для провизоров форматов объединений. Они стали предлагать не просто доступ к бюджетам фармкомпаний, но и комплексные решения для бизнеса, что повышает прибыльность мелких региональных сетей.

 

Числом аптеки не понять

 

В прошлом году фармацевтический рынок России впервые за три года преодолел спад и вырос в целом на 7% — до 1,34 трлн рублей в оптовых ценах, из которых 611 млрд, по данным DCM-group, прошли через аптеки (806 млрд в розничных ценах). Если с 2012-го по 2015 год в рознице объемы продаж в упаковках сократились с 4,5 млрд штук до 3,9 млрд, то в прошлом году они начали увеличиваться. Несмотря на снижение спроса, число аптек в последние пять лет, напротив, стремительно росло, что привело к обрушению доходности бизнеса. По данным Минздрава, по обеспеченности аптеками на душу населения мы еще в позапрошлом году втрое превосходили Германию, США и Великобританию вместе взятые! Точных данных нет, поскольку многие точки закрываются без уведомления. Но эксперты сходятся во мнении, что за последние пять лет число аптечных учреждений (включая пункты при больницах) выросло в два-три раза и сейчас составляет 62–70 тыс. (по подсчетам Минздрава, более 100 тыс.), а в этом году прогнозируют их увеличение еще на 10%.

С 2000 года бурный рост фармрынка в России был связан с расширением ассортимента лекарств и их активным продвижением на фоне повышения доходов населения и, как следствие, усиления внимания граждан к своему здоровью. Возможность получения трехзначной маржи по некоторым препаратам при низкой стоимости входа на рынок и провоцировала рост аптечных организаций. Уже тогда ведущие участники рынка почувствовали потребность объединяться в отраслевые союзы для саморегулирования в условиях быстрого роста. Первой появилась «Союзфарма», объединившая в основном государственные аптеки и пе