Как умирают профессии

Экономика и финансы / РЫНОК ТРУДА Цифровизация и системы самообслуживания уже привели к тому, что крупные ритейлеры и банки сокращают сотрудников низшего звена — кассиров и операционистов. Пока высвобождающиеся сотрудники находят работу по специальности, но уже в ближайшие годы вопрос безработицы для целого класса профессий станет крайне актуальным
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Уже к 2020 году рынок труда для таких профессий, как кассиры, операционисты, делопроизводители и бухгалтеры начального уровня, может существенно сократиться — по некоторым оценкам, примерно в три раза. Процесс уже идет: согласно данным Росстата, в финансовой сфере только за прошлый год было ликвидировано 174 тыс. рабочих мест, еще от 364 тыс. мест избавилась торговля (правда, Росстат объединяет в этот показатель оптовую и розничную торговлю, автосервисы и бытовой ремонт). В сравнении с 2012 годом количество ликвидированных мест в банковской сфере выросло в 2,13 раза, а в оптовой и розничной торговле на 38%. И если в годы кризиса это было вызвано в основном чисткой банков и закрытием магазинов, то сейчас на первый план выходят иные процессы.

Аналитики рекрутинговой компании Superjob считают, что со следующего года зарплатное предложение для низкоквалифицированных сотрудников начнет падать на 5% в год. Одновременно начнет расти реальная безработица. Причина — роботизация и автоматизация крупных игроков рынка в банковской сфере и в ритейле.

Банки уходят в онлайн

Сбербанк, крупнейший банк страны, плавно переходит от живых сотрудников к электронным. Не так давно его глава Герман Греф обнародовал планы сокращения бухгалтеров: в октябре их было 1500 человек, а станет 500. На столько же, втрое, будет сокращен штат сотрудников, рассматривающих заявки на кредиты: с 4500 до 1500 человек. Сбербанк давно и планомерно оптимизирует штат: если на конец 2016 года он составлял 319 тыс. человек, то на 31 марта 2017-го осталось лишь 314 тысяч. Всего к 2025 году Сбер может сократить 45 тыс. сотрудников. «Двести восемьдесят тысяч — это ориентир, который может быть к 2025 году, но с принципиально другой структурой занятости», — сказал недавно глава Сбербанка в эфире телеканала «Россия 24». При этом, как отметил Герман Греф, банк активно нанимает IT-специалистов: «Мы действительно сокращаем сотрудников в традиционных профессиях, но набираем сотрудников в новых частях нашего бизнеса. Если посмотреть, то за два года на 6500 рабочих мест увеличилось — это сотрудники, которые сопровождают и разрабатывают нашу систему».
В середине октября на форуме «Открытые инновации» г-н Греф также заявил, что в будущем Сбербанк может совсем отказаться от сотрудников в некоторых областях, полностью переведя системы на искусственный интеллект. Речь шла об обслуживании клиентов через колл-центры. «Сегодня фактически нет ни одной области нашего бизнеса, в которой мы не применяли бы искусственный интеллект <…> это персональные финансовые менеджеры и так называемые боты, которые отвечают на типовые запросы наших клиентов в колл-центрах. Думаю, что буквально через три-пять лет у нас не останется на этой функции людей, потому что каждый день искусственный интеллект учится и становится все более точным в своих ответах», — оптимистичен Греф.

Здесь стоит напомнить об открытой блокчейн-платформе для факторинговых операций, которая уже работает и делает это хорошо. Сейчас она объединяет «Сберба

Банки и ритейл все активнее избавляются от сотрудников
Специальности, по которым падают зарплаты