О равнокачественном образовании

Разное
Фото: Эксперт

К финскому общему образованию у нас относятся с уважением и некоторой даже завистью. Не то чтобы мы много знали о финских школах, но то немногое, что знали, и впрямь выглядело хорошо: приятно было слышать, что хоть у соседей учитель — профессия уважаемая и достойно оплачиваемая; что хоть там не стремятся нарастающий дефицит знаний маскировать разговорами о компетенциях — и так далее. Всё это было правдой, но, как выясняется, помаленьку уходит в историю. Началось, как водится, с денег. Правительство Финляндии решило заметно сократить финансирование школ, чем вызвало ожесточённую полемику. Стали открыто говорить, что золотой век школьной системы остался позади и качество её работы уже не первый год ухудшается. Парламентская комиссия по образованию, опросив ведущих экспертов, пришла к невесёлым выводам. Не уверен, что проблемы финской школы так уж серьёзны в сравнении с проблемами школы нашей, но суть основных претензий тамошних экспертов к своей школьной системе интересна и здесь.

Одну из них легко угадать — засилье бюрократии. «Администрация обязала учителей составлять подробные отчёты, тщательное написание которых съедает их последнее время и истощает силы… Работа с документами достигла абсурдной стадии» — не правда ли, очень знакомо? По-видимому, бюджетное финансирование не только у нас сопровождается угнетающим размножением вполне бессмысленных формальностей, и дивиться тут нечему. Удивительно другое: изрядной частью прочих претензий к школе эксперты если и не требуют дополнительного административного контроля, то, по существу, напрашиваются на него.

Главное обвинение всё-таки содержательное: снижение качества школьного образования — явствующее, в частности, из ухудшения результатов PISA. Интересное начинается дальше: а почему, собственно, снижаются результаты? Самой тревожной из причин многие эксперты называют нарастающую дифференциацию — и между разными школами и, что особенно их огорчает, между классами в одной школе. Школы, руководствуясь самыми благими намерениями, собирают более одарённых и мотивированных детей вместе (например, в специальных математических или языковых классах), что оборачивается к худу: «Эта неофициальная система распределения по классам в соответствии с успеваемостью не смогла закрепить наивысшие достижения и ухудшила результаты тех, кто находился в хвосте… Различия между классами возрастают, социальное положение сильно влияет на успеваемость, и средняя успеваемость учащихся Финляндии падает». Констатировавший это эксперт с грустью замечает: «Тот фактор, которым ранее объяснялись успехи системы школьного образования в Финляндии, начинает работать против неё». Ещё более опасной тенденцией эксперты считают рост различий между результатами разных регионов страны и даже разных районов города — это, по их мнению, безусловное зло. Которое к тому же само себя раскручивает: хорошо обеспеченные семьи переезжают из отстающих в этом смысле районов и забирают детей из плохих школ, отчего те становятся ещё хуже. Понятно, что бороть