Мы так любили «Взгляд»

Культура / Книги Издательство АСТ выпустило книгу, посвященную тридцатилетию программы «Взгляд»

Авторы систематизировали опыт, накопленный отечественной телевизионной журналистикой. Они рассказывают, как создается контент на большом телевидении сейчас, и о том, как это делалось тридцать лет назад. Выдают рецепты телевизионной кухни, разбирают по частям этот гигантский информационный механизм, который по-прежнему занимает важное место в нашей жизни. Они отдают себе отчет в том, что процесс потребления визуального контента переживает глобальную трансформацию, и обращаются ко всем читателям как к его потенциальным создателям. При этом утверждают: базовые принципы создания видеоконтента, вырабатывавшиеся десятилетиями, вполне применимы и для нового телевидения, которое может существовать исключительно на платформе YouTube. Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст уже на первых страницах книги признает, что аудитория классического телевидения — это те, кто родились до 1980 года. У всех остальных выработался новый способ восприятия реальности.

У каждого поколения своя телевизионная реальность. Свои герои, красиво рассекающие по информационным потокам и приковывающие этим внимание аудитории, всегда жаждущей новых впечатлений. Для тех, кто тридцать лет назад вступил в сознательный возраст, таковыми стали ведущие программы «Взгляд». Поколению, успевшему родиться не позже семидесятых, посчастливилось увидеть на телевизионном эране то, что сейчас уже почти непредставимо. Каждый вечер пятницы зрители вместе со всей страной переходили из одной телевизионной реальности — в ней ведущие были строго одеты и неестественно доброжелательны — в другую, где ведущие выглядели и говорили совсем по-другому. Тогда невозможно было понять, откуда они появились и какие силы за ними стоят. До конца это неясно и сейчас, много лет спустя, — даже по прочтении книги. Программа «Взгляд» оказалась не просто вестником перемен — она стала самым ярким свидетельством того, что они происходят.

Из всей когорты ведущих «Взгляда» больше всего запомнились Любимов, Листьев и Захаров. Они стали тремя мушкетерами конца восьмидесятых, которым суждено было вступить в символическую схватку во имя гласности с темными силами, препятствующими переменам. То, что выбор в их пользу был не случайным, подтвердила их последующая судьба. Листьев, запустивший сразу несколько новых форматов на отечественном телевидении, едва ли не с большей силой проявил себя вне «Взгляда». Он единственный, кому удалось выйти на новый виток популярности за пределами программы. Его трагическая гибель разделила две телевизионные эпохи: на смену романтикам, экспериментирующим с жанрами и открывающим для себя новые форматы, пришли прагматики, которые точно знают, что им нужно и как это можно получить. Любимов, и поныне возглавляющий телекомпанию ВИD, до сих пор бежит марафонскую дистанцию телевизионного профессионала то по дорожке ведущего, то по дорожке топ-менеджера, а то и по обеим сразу. Сойдя с телевизионной дистанции, оказавшейся очень и очень длинной, Захаров так и не соблазнился продюсерской деятельност