На пределе возможного

Русский бизнес / ИНФРАСТРУКТУРА Экспорт угля из России в страны АТР достиг рекордных показателей, но его дальнейший рост сдерживается недостаточной пропускной способностью БАМа и Транссиба. Как только этот барьер будет устранен, поставки нашего угля на азиатские рынки сразу же вырастут на 10–20 миллионов тонн
ПРЕДОСТАВЛЕНО «УПРАВЛЯЮЩЕЙ ПОРТОВОЙ КОМПАНИЕЙ»

Уже ясно, что в этом году российские компании установят новый рекорд по экспорту угля — на внешние рынки будет поставлено как минимум 176 млн тонн. Впрочем, в Минэнерго считают такой прогноз излишне консервативным. Как заявил замминистра энергетики России Анатолий Яновский, экспорт нашего угля по итогам года вполне может вырасти и до 185 млн тонн. При этом как минимум треть этого объема пойдет через морские порты в страны АТР, прежде всего в Китай. Эта страна последние два года стабильно наращивает закупки российского угля. Только в сентябре этого года они выросли более чем на 80%, до 2,35 млн тонн. И это, судя по всему, не предел. Власти КНР объявили о намерении до 2020 года закрыть в своей стране старых угледобывающих мощностей почти на 800 млн тонн. Вместо них планируется ввести в строй новые шахты и разрезы, отвечающие всем мировым экологическим стандартам, значительно меньшей мощности — порядка 500 млн тонн. Теоретически это открывает угольным компаниям России, Индонезии и Австралии возможность резко нарастить поставки угля на китайский рынок. Только вот воспользоваться предоставленным шансом в полной мере нашим поставщикам будет очень непросто. Им мешают серьезные ограничения пропускной способности БАМа и Транссиба. О том, как и когда их удастся преодолеть, что делают морские порты для увеличения погрузки в сложившихся условиях, где нужно строить новые и к чему могут привести последние инициативы наших властей, в интервью «Эксперту» рассказала первый заместитель гендиректора «Управляющей портовой компании» Ирина Ольховская.

— Нынешний всплеск активности наших экспортеров угля — это разовое конъюнктурное явление или все-таки начало долгосрочной тенденции?

— Мы прогнозировали серьезный рост угольного экспорта еще пять лет назад, когда стало ясно, что со временем добывающие компании Кузбасса не смогут в полном объеме выполнить свои обязательства по экспортным контрактам из-за недостаточной пропускной способности Восточного полигона. Кстати, тогда же президент России принял решение о реализации проекта БАМ — Транссиб-1 по расширению возможностей этих магистралей. Мы уже тогда понимали, что для обслуживания растущего экспорта на Дальнем Востоке нужны специализированные портовые мощности, поэтому и приступили к строительству третьей очереди «Восточного Порта». Но тот рост экспорта по Восточному полигону, который наблюдается сейчас, превзошел все наши ожидания. Этому есть две причины. Во-первых, снизился спрос в странах Европы (северо-западное направление). Соответственно, какая-то часть угольного экспорта была перенаправлена через наш Дальний Восток в Китай и другие страны АТР. Во-вторых, наши угольные компании заметно увеличили добычу. И уже в прошлом году внутреннее потребление угля в России практически сравнялось с его экспортом. А по итогам этого года экспорт превзойдет внутреннее потребление. За первые десять месяцев нынешнего года экспортные поставки угля по Восточному полигону в адрес портов превысили 65 миллионов тонн. Это примерно на 1,2

СПРАВКА

«Управляющая портовая компания» (ООО УПК) — крупнейший в России специализированный стивидорный холдинг, занимающийся перевалкой угля на Балтике и Дальнем Востоке. С 2009 года УПК управляет АО «Восточный Порт» (бухта Врангель, Приморский край), а с 2016 года — АО «Ростерминалуголь» (Усть-Луга, Ленинградская область). По данным СПАРК, выручка «Восточного Порта» в 2016 году составила 16,4 млрд рублей, а «Ростерминалугля» — 6,2 млрд рублей. В рейтинге крупнейших российских портовых холдингов по грузообороту по всем типам грузов УПК занимает третье место с долей около шести процентов всего грузооборота страны. Через морские угольные порты компании производится экспортная перевалка угля более чем в 30 стран Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки.