Полная зарядка

Международный бизнес
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
«Эксперт» №51 (1057) 18 декабря 2017
Мировая автомобильная промышленность стоит на пороге революционных изменений. Через тридцать лет электромобили, вероятно, займут до 90% всего авторынка, и это может кардинально изменить расстановку сил в мировом автопроме
Полная зарядка

Американская компания Eastman Kodak в середине прошлого века была мировым лидером в производстве фотокамер, ее капитализация составляла около 200 млрд долларов. Финская компания Nokia в 2009 году занимала треть мирового рынка мобильных телефонов и имела годовую выручку более чем 50 млрд евро. Всего за несколько лет эти компании обанкротились и прекратили свое существование. Kodak не смогла предугадать, что на смену пленочным фотокамерам придут цифровые, а Nokia — что мобильные телефоны станут смартфонами.

В мировой автомобильной индустрии в ближайшем будущем может сложиться похожая ситуация: традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания окажутся никому не нужными. Мир будет ездить на электромобилях, и автопроизводителям, которые не подготовятся к этим переменам, придется сойти со сцены. Конечно, мировой автопром — индустрия более мощная и инертная, чем производство мобильных телефонов или фотоаппаратов. Но многие аналитики предсказывают, что революция здесь может случиться уже в ближайшие три десятилетия. Например, авторитетная американская аналитическая компания Bank of America Merrill Lynch (BofAML) в своем недавнем исследования пришла к выводу, что к 2050 году 90% всех продаваемых новых автомобилей будут электрическими.

Историческое первенство

Вообще-то электрокар имеет больше прав назваться первым автомобилем в истории. Ведь первым в мире автомобилем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) считается самодвижущаяся повозка Готлиба Даймлера, на которой он впервые прокатился в 1885 году, в то время как первое транспортное средство на электротяге английский изобретатель Томас Паркер представил изумленной лондонской публике годом ранее, в 1884-м.

Электромобилям принадлежит первенство и с точки зрения массового производства. Поначалу машины на электричестве были более распространены и популярны, чем с ДВС. Например, в первых годах ХХ века в США электромобили занимали 38% всего авторынка, бензиновые — 22%, остальные машины передвигались на пару. В США, например, в начале 1900-х в области производства электромобилей успешно развивались компании Baker Electric, Columbia Electric, Detroit Electric. Много подобных фирм было и в Европе, а в 1899 году в Санкт-Петербурге русский инженер Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров (почти одновременно с первым русским автомобилем на сгораемом топливе Фрезе и Яковлева).

Общественное мнение высоко оценивало перспективы электромобилей. «Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он еще недостаточно усовершенствован. Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других», — указывалось в энциклопедии Брокгауза и Ефрона начала ХХ века. Увы, к 1920-м годам электромобили оказались полностью вытесненными с дорог. Электрические машины подвело их техническое несовершенство: первые электрокары было долго и сложно заряжать, к тому же они оказались существенно более дорогими, чем маши

 32-09.jpg

Аккумуляторный бум

Более 300 млрд долларов в ближайшие четыре года будет вложено в мировое производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, говорится в исследовании международной аналитической компании Benchmark Mineral Intelligence.

В настоящее время крупнейшими мировыми производителями аккумуляторов являются японская Panasonic (поставляет аккумуляторы для Tesla), корейские LG Chem, Samsung SDI (комплектуют электромобили Nissan, BMW и GM). Агрессивно наращивают производство аккумуляторов и китайцы, прежде всего BYD (имеет свое производство электромобилей) и Contemporary Amperex Technology Limited (CATL). Последняя объявила о планах инвестировать в производство аккумуляторов 50 млрд долларов в ближайшие четыре года. Аналитики не исключают, что к 2021 году CATL, которая в следующем году намерена провести IPO, может стать крупнейшим в мире мировым производителем аккумуляторных батарей.

Всего же ведущие компании этой отрасли намерены в ближайшие пять лет построить порядка 25 заводов, где будут дополнительно выпускаться аккумуляторы общей мощностью более 330 ГВт⋅ч. По оценке аналитиков, в ближайшее десятилетие спрос на аккумуляторы вырастет как минимум в десять раз. По данным компании Berenberg, если в прошлом году мировой спрос на литий-ионные аккумуляторы составлял менее 100 ГВт⋅ч, то к 2026 году он превысит 1100 ГВт⋅ч.

Стоимость компаний, связанные с аккумуляторной индустрией, стремительно растет. Например, акции японской Sumitomo Metal Mining, которая поставляет Panasonic катоды для аккумуляторов Tesla, с начала года выросли почти на 40%. А акции японской Tanaka Chemical, которая также выпускает компоненты для батарей, с весны этого года подорожали втрое. Растет и стоимость предприятий, которые добывают материалы для аккумуляторов: в частности, заметно подскочили в цене акции чилийской Sociedad Quimica y Minera de Chile, которая добывает и производит химикаты, литий и другие металлы, используемые в производстве литий-ионных батарей.

Впрочем, по мнению аналитиков, у миллиардных инвестиций в наращивание производства аккумуляторов для электромобилей есть и серьезные риски. И связаны они не с тем, что батареи окажутся невостребованными. А с тем, что может появиться новая революционная технология накопления энергии, которая может оставить литий-ионные батареи и заводы по их выпуску не у дел.