Прощай, Homo sapiens?

Русский бизнес
ЦИФРОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
«Эксперт» №3 (1059) 15 января 2018
Хорошая новость: искусственный интеллект пока не может устанавливать правила управления бизнесом. Плохая новость: и в цифровую эпоху это должен делать человек
Прощай, Homo sapiens?

Цифровая экономика принуждает бизнес менять подходы к управлению. Впрочем, не все понимают, что значит «менять». Один из моих собеседников, из поколения тех, кто всю свою сознательную жизнь провел с «цифрой» в руках, с ходу заявил, что ему трудно ответить на вопрос «что меняется в менеджменте с приходом цифровых технологий?»: «Мое поколение уже родилось в цифровом мире, я нахожусь внутри него. Мы не видим его со стороны, а значит, сказать, что меняется, нам очень сложно». А второй из того же поколения спустя час, в течение которого я старательно вытягивала из него ответ на тот же вопрос, вдруг на секунду завис и…: «Понял! Для меня это мой мир. Для меня это не изменение, а то, как должно быть».

Впрочем, не все гладко с пониманием методов ведения бизнеса в новой реальности и в цифровом поколении, хоть оно и считает эту реальность своей. Так, молодая аудитория Саммита роста 2017 «Трансформация бизнеса в цифровую эпоху»* так и не сумела ответить на вопрос докладчика, который одним из направлений трансформации назвал обязательное присутствие компаний в интернете и социальных сетях. Вопрос был поставлен так: «Чем отличается реклама в Google и в соцсетях?». Ему самому и пришлось отвечать: «В Google человек выходит на вашу страничку, только задействовав поиск по ключевым словам, а в соцсетях она просто всплывает». Но это к слову. Потому что есть совершенно другой полюс непонимания: неспособность не то что понять сложнейшие характеристики сегодняшней реальности — например, как работает искусственный интеллект, — а использовать практически уже бытовые возможности современных технологий. «В очень многих отраслях, особенно в непрерывных производствах, таких как металлургия, цемент, химический синтез, если что-то происходит с оборудованием, очень важно быстро ликвидировать поломку, потому что за каждый час простоя теряются десятки тонн продукции, — рассказывает Виктория Петрова, председатель экспертного совета ГК “ЛюдиPeople”. — Но до сих пор существует такая интересная вещь: сидит оператор, смотрит на табло автоматизированной системы управления технологическим процессом и, если что-то не так, заносит в журнал. И когда ремонтник это узнает? Вечером на передаче смены или на следующее утро? Между тем современные средства автоматизации и связи позволяют нам делать все в режиме реального времени. Как минимум у нас сегодня есть мессенджеры. Объединить людей в чаты, и ремонтники в считанные минуты мобилизуются и придут на место, чтобы устранить неполадку».

А если бизнес не способен воспользоваться возможностями, которые открывает перед ним цифра (а они весьма широки, утверждают специалисты в менеджменте), в новой реальности он станет неконкурентоспособным. И главную роль в способности компании следовать цифровому курсу все еще играет не искусственный интеллект, а человек из плоти и крови — его умение применить или создать цифровые инструменты, повышающие эффективность бизнес-процессов, его знания, позволяющие придать смысл поиску необходимой информации, его професс