Роботу никогда не скучно

Русский бизнес
Москва, 29.01.2018
«Эксперт» №5 (1061)
Начав четыре года назад делать роботов для сферы услуг, пермский проект «Промобот» сейчас продает треть своих изделий за рубеж, конкурируя с известными на рынке европейскими и китайскими компаниями

«Промобот»

В Китае в общепите и магазинах трудятся уже десятки тысяч низкорослых роботов Sanbot местного производства, в Европе находят себе применение популярные человекоподобные Пепперы (Pepper). Россияне тоже достойно выглядят на этом параде робототехники. Пермский проект недавно представил четвертую версию своего Промобота на мировой выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе и даже собрал 700 предзаказов.

У нового Промобота три степени свободы туловища и семь степеней свободы в руках. Он может пожать руку человеку, а в улучшенной комплектации даже выдавать пластиковые карточки из встроенного аппарата. В прошлом году «Промобот» сделал 113 роботов. А вообще способен собирать 18 роботов в месяц. «Это много для сервисной робототехники по цене в среднем 15 тысяч долларов», — считает Олег Кивокурцев, совладелец «Промобота».

Роботы в человеческой жизни присутствуют как альтернативная рабочая сила там, где работать тяжело, грязно, опасно — и скучно. К последнему параметру можно отнести сервис и рекламу (промоушн) с повторяющимися монотонными речами, инструкциями и действиями. Здесь самое место машине. Все больше компаний в мире — в их числе крупные ритейлеры, банки, отели — используют роботов в качестве консультантов, администраторов и промоутеров. Автономные сервисные роботы умеют разговаривать, отвечать на голосовые запросы, выдавая информацию из загруженных в них смысловых блоков, распознавать лица и голоса людей, запоминать их и здороваться по имени при следующей встрече, перемещаться по помещению, избегая столкновений. «Мы используем Промобота как робота-консьержа, — говорит Тимур Захарченко, директор департамента продаж “ИНПК девелопмент”. — Он встречает и провожает людей, делает объявления. Еще он работает у нас в качестве деморобота в отделе продаж и уже продал две квартиры, проведя убедительный диалог с покупателями, чем полностью себя окупил!»

«Рынок очень большой, — говорит Олег Кивокурцев. — Если сегмент промышленных роботов уже поделен европейскими производителями, то за сервисный идет борьба, и кто окажется быстрее и хитрее, тот и завоюет большую его часть».

 

От уборщика до продавца

 

В России сервисных роботов помимо «Промобота» делает еще компания AlfaRobotics, которая «выточила» робота по имени Кики (от Кикимора), антропоморфное существо женского пола с камерой в голове и монитором на груди. Как и Промобот, Кики может работать в автономном режиме. Еще несколько проектов выпускают по два десятка роботов в год, причем в основном это роботы телеприсутствия (используются в индустрии entertainment — развлечения, выставки и проч.), но на полносерийный выпуск автономных роботов пока никто, кроме «Промобота», не вышел, хотя AlfaRobotics, по словам руководителя проекта Владимира Венерова, переходит от мелкосерийного производства к более крупным партиям.

Пермский проект рождался как романтический стартап «гаражного» типа. Олег Кивокурцев, студент Пермского политехнического университета, учился на инженера-конструктора. Вместе с нынешними со

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (1061) 29 января 2018
    Давосский тупик
    Содержание:
    Лукавство глобалистов

    В швейцарском Давосе 23 января открылся Всемирный экономический форум. Главный вопрос — как создать общее будущее в разобщенном мире. Означает ли это, что глобалисты признали: создать единый мир в одиночку им не удалось?

    Реклама