Бум продаж в посудной лавке

Русский бизнес / МАСТЕР-КЛАСС «Дымов Керамика», выпускающая дизайнерскую посуду, резко наращивает мощности. Спрос растет со стороны кафе и ресторанов. О создании и развитии своего продукта рассказывает генеральный директор компании Евгения Зеленская

Обычный глиняный кувшин неожиданно привлек мое внимание по окончании интервью с Евгенией Зеленской, директором «Дымов Керамики». Встреча проходила в их школе керамики на ВДНХ, и, пока мы беседовали, в нескольких метрах от нас художник-керамист Дмитрий ваял эту посудину. И поставил готовую сохнуть на стеллаж. Кувшин как кувшин, за исключением одного элемента — необычного декора. Дмитрий украсил у кувшина лишь ручку, вырезав на ней густой цветочный узор. Простая и, в общем-то, не очень нужная современному человеку вещь превратилась в актуальный, во всяком случае на мой обывательский взгляд, предмет прикладного искусства. Захотелось уточнить, кто автор идеи. Поскольку в компании давно занимаются воспроизводством аутентичных образцов древнерусской чернолощеной керамики, речь могла идти о заимствовании художником «народного» дизайна. Однако в дымовской коллекции этой посуды ничего подобного нет, да и в целом стиль у древних более лаконичный. Получается, что все родилось здесь и сейчас? Да, так и есть, подтвердил Дмитрий и на вопрос, как ему пришло это в голову, ответил не задумываясь: «Глина сама подсказывает».

Дизайнерские изделия из глины и фаянса: посуда, предметы декора, печные изразцы — это специализация фабрики «Дымов Керамика» с самого ее основания в 2003 году в Суздале. Производство крошечное в масштабах российского рынка — 90 тыс. изделий в год, при том что всего керамики (без учета фарфора) продается 120–130 млн изделий. Но компания быстро растет: ее выручка в 2012–2016 годах, по данным «СПАРК-Интерфакс», увеличилась вчетверо, с 10 млн до 42 млн рублей. А недавно было объявлено, что «Дымов Керамика» наращивает мощности. После модернизации производства, которая завершится к концу года и в которую будет вложено 200 млн рублей, выпуск вырастет в пять с лишним раз — до 500 тыс. изделий в год. Под новые заводские площади уже перестраиваются расположенные рядом с нынешней фабрикой заброшенные склады. На старой площадке останется только массозаготовительный цех.

Рынок фаянсовой посуды на 80% занят дешевым импортом — китайским (70%) и шведским, от IKEA (10%), и доля импорта растет: еще в 2004 году она составляла 50%. В этих условиях любая позитивная динамика местного игрока выглядит как нечто удивительное: неужели схватка наших Одиссеев с циклопами продолжается? Определенную надежду местным производителям дали заградительные пошлины на ввоз фарфора и фаянса, введенные в 2013 году. Крупные бренды, такие как «Борисовская керамика» и «Дулевский фарфор», уже модернизировали и расширили производство под выпуск массовой продукции в надежде побороться с Китаем. Однако аналитики отмечают, что ценовая конкуренция дается российским производителям с трудом, в частности из-за роста цен на сырье и энергоносители. Поэтому максимум, на что можно рассчитывать, — это стабилизация доли импорта, который подорожал на 20%.

Итак, что происходит. Или в «Дымов Керамике», работающей в сегменте «средний» и «выше среднего», тоже соблазнились массовым продуктом — но в этом слу

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Компания «Дымов Керамика» основана в 2003 году в Суздале предпринимателем Вадимом Дымовым и его супругой Евгенией Зеленской. Выпускает коллекции декоративной керамики, плитку, изразцы, фаянсовую посуду и предметы декора. Занимается обучением керамическому ремеслу детей и взрослых. Активы: керамическая фабрика в Суздале, «Мануфактура ВДНХ» на территории ВВЦ, три розничных магазина (на фабрике «Дымов Керамика» и в Гостином дворе в Суздале, на «Мануфактуре ВДНХ» в Москве), две школы керамики (в Суздале и Москве).
Выручка в 2016 году* — 42 млн рублей.

Число сотрудников — 50 человек.

 

*По данным «СПАРК-Интерфакс».