Дави на газ

Русский бизнес
МНЕНИЕ
Рынок газомоторного топлива в России находится в стадии активного развития. Выиграет тот, кто успеет своевременно занять на нем пока еще свободные ниши
Дави на газ

В последние годы во многих странах мира природный газ завоевывает все большую популярность в качестве моторного топлива — он дешевле и экологичнее бензина или дизеля. Одной из первых применять газ в качестве моторного топлива начала именно наша страна еще в советские времена. Активное развитие сегмента газомоторного топлива (ГМТ) в России возобновилось в 2013 году, когда идею расширения применения метана в качестве горючего для автомобильной техники поддержали президент и правительство Российской Федерации. В итоге фактические темпы роста рынка газомоторного топлива в России сейчас более чем вдвое превышают общемировые показатели.

Драйвером развития современного рынка газомоторного топлива в свое время стала компания «Газпром» как крупнейший производитель и продавец газа в стране. Вслед за ней в отрасль подтянулись независимые производители — «Роснефть», «НоваТЭК» и ряд других компаний. Сегодня это направление становится все более перспективным и привлекательным. К представителям газовой отрасли приходит понимание, что в конечном счете выиграет тот, кто своевременно займет пока еще свободную нишу на этом растущем рынке.

Применение газа в качестве топлива значительно расширилось буквально за последние два-три года. Существенно возросли темпы строительства инфраструктуры для транспорта на ГМТ: если в 2000 году в России насчитывалось 174 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), а в 2013 году — 239, то на 1 января 2018 года действует уже 354 объекта газозаправочной инфраструктуры. Только в прошлом году введены в эксплуатацию 36 АГНКС, еще 67 готовятся к запуску в текущем году. Отмечу, что, по данным Международной ассоциации газомоторного транспорта (Natural Gas Vehicles Association, NGVA), в 86 странах мира, реализующих программы развития рынка газомоторного топлива, количество АГНКС в 2017 году возросло на 5% по сравнению с 2016 годом. В то же время в России в 2017 году построено на 12% станций больше, чем годом ранее. К 2020 году число объектов газозаправочной инфраструктуры в РФ должно увеличиться почти в два с половиной раза и составить 743 единицы.

Хорошую динамику роста демонстрирует и объем потребления природного газа в качестве моторного топлива: в 2000 году реализовано 82 млн кубометров, в 2013-м — 400 млн кубометров, по итогам 2017 года — 600 млн кубометров. Увеличивается также количество автотехники, работающей на ГМТ. По данным Минтранса России, общее количество автомобилей на ГМТ к 2020 году должно вырасти в 1,7 раза — до 256 тыс. единиц.

Для стимулирования перехода транспорта на ГМТ уже несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники субъектами РФ, в рамках которой в 2017 году реализовано порядка 3500 транспортных средств. На приобретение автобусов, техники дорожно-коммунальных служб и легковых автомобилей, использующих природный газ, было выделено около пяти миллиардов рублей субсидий, которые составили порядка 30% их полной стоимости. В 50 суб