Государство ввязалось в ипотеку

Экономика и финансы
ИНФРАСТРУКТУРА
«Эксперт» №9 (1065) 26 февраля 2018
Отсутствие денег на инфраструктуру в бюджете заставляет привлекать частный капитал, но инвесторам нужны гарантии возврата вложений. Решением может стать специальный фонд, который масштабирует механизм инфраструктурной ипотеки
Государство ввязалось в ипотеку

Минфину, который последовательно выступает против создания специального фонда для инфраструктурной ипотеки, судя по всему, придется сложить оружие. На стороне Минэкономразвития, автора этой идеи, и президент с премьером, и добрая часть кабинета министров, и компании, уже работающие с инфраструктурой, да и, наконец, насущная необходимость очевидна. Несмотря на то что уже десяток лет в стране существует механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), темпы строительства и обновления дорог, аэропортов, не говоря уже о ЖКХ и другой инфраструктуре, крайне недостаточны.

Так, только для приведения в порядок транспортной инфраструктуры до 2025 года потребуется вложить порядка 10–15 трлн рублей — такие цифры привел министр транспорта РФ Максим Соколов на Российском инвестиционном форуме. В свою очередь глава РЖД Олег Белозеров считает, что столько потребуется на одни лишь железные дороги (привлекать дополнительные средства Белозеров предлагает как раз через инфраструктурную ипотеку).

МЭР оценивает разрыв в необходимых и реальных инвестициях в инфраструктуру в 1,6% ВВП только в 2019 году (запланированные вложения составят 3,2 трлн рублей при потребности в 4,8 трлн). Понятно, что профинансировать все это из бюджета невозможно. Но и с частными вложениями ситуация далеко не радужная. К тому же, полностью отдав возведение крупных объектов на откуп частникам, мы, во-первых, рискуем оказаться без необходимых объектов там, где их окупаемость под вопросом (социальная сфера, транспортная инфраструктура в небольших населенных пунктах и бедных регионах и т. д.), а во-вторых, утрачиваем контроль над развитием инфраструктуры. Строить ее будут исходя из сиюминутных интересов, в лучшем случае исходя из соображений быстрой окупаемости, но государству нужен комплексный подход к развитию страны. Выходом и может стать механизм инфраструктурной ипотеки, запущенный на федеральном уровне.

Занять на дорогу

Аналог инфраструктурной ипотеки есть и в США, где используется система, подобная нашим ГЧП, и «облигации частной деятельности» (private activity bonds). Эти облигации выпускают муниципалитеты с большими налоговыми преференциями для финансирования крупных проектов совместно с частными инвесторами. У нас, при наличии концессий и ГЧП, облигационный рынок так и не заработал, а регионы в вопросах привлечения денег крайне ограничены благодаря бюджетной политике и Минфину.

«Фокус инфраструктурного развития все больше смещается в регионы и муниципалитеты, — сказал “Эксперту” Денис Анисимов, заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами ДСК “Автобан”. — Именно там основные проблемы с транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и другой инфраструктурой, и именно там не хватает денег. Поэтому сейчас ГЧП становится так популярно — оно позволяет привлекать внебюджетные инвестиции на решение самых актуальных задач. Однако применение инструментов ГЧП на уровне регионов и муниципалитетов затруднено, что обусловлено слабостью бюджетов,