Семеро смелых

Политика
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА
«Эксперт» №11 (1067) 12 марта 2018
Как провели избирательные кампании соперники Владимира Путина на президентских выборах
Семеро смелых

Владимир Путин выстрелил предвыборными тезисами под занавес президентской кампании, совместив элементы своей программы с Посланием Федеральному собранию. Посыл получился невероятно мощным и наверняка добавит голосов фавориту избирательной гонки. В активе семерых соперников президента — несколько недель разъездов, выступлений и агитационных программ. В итоге, как свидетельствует социология, разве что двоих политиков можно условно назвать конкурентами Путина.

Пятикратный

Ветеран российских электоральных сражений Владимир Жириновский как всегда лидирует по зрелищности предвыборной агитации. Наблюдают за ней 45% опрошенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Политик никогда не обманывает зрителя, совмещая содержательную часть программы с элементами шоу.

Как всегда хватает популизма: возвратить под русские знамена все утерянные территории, снизить цены на продукты и лекарства, вернуть массовый спорт, начав с шахмат и футбола, создать министерство по демографии и бесплатно лечить бесплодие, а за наглые выходки на дорогах — конфисковывать автомобиль и высылать водителя-хама на поселение за триста километров от дома… Но есть и призывы, на которые нельзя не обратить внимание: правительство и Центробанк — под контроль Государственной думы, обновить весь судейский корпус, запретить банкам давать кредит под залог единственного жилья, заменить систему долевого строительства на более надежную: государство само строит, эксплуатирует и продает гражданам жилье. Возродился после многолетнего перерыва призыв провести административно-территориальную реформу, сократив количество субъектов Федерации до тридцати губерний.

В экономической программе Жириновского выделяется требование ненасильственного пересмотра итогов приватизации, списание не менее половины долгов крестьянским хозяйствам и фермерам, национализация производства алкоголя, табака, сахара, а вместе с ним и торговых сетей.

Симптоматично модернизировал Владимир Вольфович лозунг своей прежней кампании «Мы за бедных, мы за русских» в нынешний «Россия, ее природа и демократия — для всех: для русских и других народов страны». Однако среди многочисленных городов и весей, которые с агитационной целью посетил Жириновский (региональные столицы Центральной России, Поволжье, Урал, Северо-Запад, сибирские города-гиганты), национальных автономий практически нет. Лидер ЛДПР особенное внимание уделил встречам с молодежью, со студентами региональных вузов распевал хором «С чего начинается Родина» и дарил «мастер-класс по выбору жены».

«Моя главная цель — благополучие всех граждан, экономический подъем и рост населения» — основная декларация Жириновского в нынешнюю избирательную страду. Задача-минимум — популяризация ЛДПР в молодежной среде и второе место в президентской гонке, впереди коммуниста Грудинина.

Коммунисты — беспокойные сердца

О Павле Грудинине 17% россиян узнали, лишь когда его выдвинули, 14% слышали о нем и раньше. Тем не менее новичок в большой политике сумел сходу нарастить свой рейтинг почти до 8% (прав