Когда пилот не нужен

Наука и технологии
АВИАЦИЯ
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
Уже в ближайшем будущем почти все разведывательные и ударные задачи будут решать беспилотные летательные аппараты. Причем в последнем случае решение о нанесении удара могут отдать на откуп искусственному интеллекту
Когда пилот не нужен

Мировой рынок беспилотных летательных аппаратов (БЛА) уже несколько лет подряд демонстрирует впечатляющие темпы роста — порядка 12–15% в год. Если в начале десятилетия его емкость составляла лишь порядка пяти-шести миллиардов долларов, то в нынешнем году этот показатель, по всем прогнозам, увеличится как минимум до 12 млрд долларов. А еще через пять лет расходы ведущих государств планеты на закупки беспилотников военного назначения перевалят за 20 млрд долларов. При этом львиная доля закупок придется на разведывательные беспилотники с большой продолжительностью полета, а также на ударные аппараты.

Сейчас созданием военных БЛА заняты 60 стран — они реализуют в общей сложности свыше двух тысяч различных проектов в области беспилотной авиации. Такой конструкторский ажиотаж объясняется довольно просто. Эксплуатация беспилотных аппаратов намного дешевле, чем пилотируемых. Например, операционные расходы для ударного американского БЛА Reaper примерно в пять раз ниже, чем для нового истребителя пятого поколения F-35 Lighting II. А содержание высотного разведывательного беспилотника Global Hawk обходится армии США ровно вдвое дешевле, чем близкого по функциональности самолета-разведчика Lockheed U-2S. Но если последний может находиться в воздухе без дозаправки всего около 11 часов, то Global Hawk — более суток. Однако самое главное, что потеря пилотируемого истребителя во время боевых действий несоизмеримо дороже, чем утрата БЛА.

У нас в стране все это осознали лишь после вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда, не имея в своем распоряжении подходящих средств, наши Вооруженные силы вынуждены были проводить разведывательные операции с использованием стратегического бомбардировщика Ту-22М3, который в итоге был сбит силами ПВО Грузии на малой высоте. Именно этот трагический случай дал старт целой серии программ по созданию в России собственных военных БЛА всех типов. И если на первых порах мы копировали израильские разработки, то теперь уже научились создавать свои собственные. В их числе БЛА «Орион», относящийся к классу средневысотных аппаратов большой продолжительности полета. Во всем мире серийно такие машины производят лишь семь компаний — две американские, две израильские и три китайские. У нас «Орион» пока еще не запущен в серийное производство, но уже успел проявить себя на испытаниях.

О том, как развивается этот проект и какие у нас есть перспективные разработки в области беспилотной авиации, в интервью «Эксперту» рассказал заместитель генерального директора группы «Кронштадт» и начальник Центра перспективных исследований Владимир Воронов.

 

— Каковы наши позиции в области разработки и производства средних и тяжелых БЛА?

— Львиная доля мирового рынка в этом сегменте формируется военными применениями. Если взять беспилотники всех типоразмеров — от карманных до таких, как наш, и больше, то в денежном исчислении крупные типы занимают порядка 60 процентов рынка. Поэтому и наша компания, когда начала развивать эту тематику, сразу