Кому продать коротышку

Русский бизнес
«Эксперт» №16 (1072) 16 апреля 2018
Кому продать коротышку

Правительство приняло решение выделить шесть миллиардов рублей из Резервного фонда на создание уменьшенной версии лайнера Sukhoi Superjet (SSJ). Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, проект распоряжения сейчас готовится, а значит, разработка самолета начнется уже в этом году. Его полная стоимость оценивается в 85 млрд рублей. Новая модель будет отличаться от базовой версии прежде всего вместимостью. Если SSJ-100 рассчитан в одноклассной компоновке на 98 пассажиров, то новый самолет — на 75. По словам президента «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Александра Рубцова, это позволит существенно облегчить конструкцию машины. При этом дальность полета хотя и сократится, но незначительно, примерно до 2,5 тыс. км. Но самое главное, что при проектировании нового лайнера ставка теперь сделана на максимальное использование отечественных компонентов, которые заменят иностранные детали везде, где это возможно. Прежде всего это касается силовых установок.

Не секрет, что двигатели SaM146, которыми комплектуются SSJ-100, для новой версии самолета не годятся — они обладают избыточной мощностью и, соответственно, лишним весом, что негативно скажется на эксплуатационных характеристиках. Поэтому вопрос в том, кто будет делать для новой модели SSJ новый двигатель. На первый взгляд здесь вроде бы и так все ясно. Этим должно заняться российско-французское СП PowerJet. Его президент Марк Сорель еще в прошлом году говорил, что предприятие рассматривает возможность расширения локализации SaM146 в России, в том числе некоторых элементов так называемой горячей части двигателя (газогенератор, турбина высокого давления), и даже готово организовать у нас литейное производство отдельных деталей. Правда, Сорель уточнил, что это возможно лишь в том случае, если компания получит конкурентоспособное предложение. Проще говоря, французская сторона намекала на необходимость увеличения продаж двигателей и установку их на другие лайнеры, в том числе на самолет-амфибию Бе-200, который сейчас комплектуется украинскими двигателями Д-436. Причем предполагалось, что их ремоторизация будет проведена за счет государства, поскольку еще не окупился предыдущий проект (SaM146 для SSJ-100). Но вот делать новый двигатель для новой версии SSJ или модифицировать имеющийся французы, судя по всему, не готовы. «Мы не можем говорить о положительном или отрицательном решении вопроса о доработке SaM146», — говорил глава PowerJet.

Заметим, что такая позиция не находит понимания в России, а порой и вовсе вызывает раздражение. Так, несколько месяцев назад источник Life в Минпромторге говорил, что по линии сотрудничества с PowerJet имеются серьезные риски, которые связаны со сбоем поставок комплектующих в цепочке Snecma — «Сатурн». Но это еще не все. Тот же источник утверждал, что «наблюдаются сложности в лояльности французского поставщика по поддержке конкурентоспособности SSJ-100 в части программы снижения издержек». Иными словами, французы не только не хотят снижать цены на свои компоненты, но и стремятс