Авиапассажиры помогут Уралвагонзаводу

Русский бизнес
АВИАПЕРЕВОЗКИ
«Эксперт» №17-19 (1073) 23 апреля 2018
Минтранс пытается обязать аэропорты обзавестись дорогой гусеничной техникой на базе танков. Ее вероятный поставщик — хронически убыточный Уралвагонзавод
Авиапассажиры помогут Уралвагонзаводу

Правительство, похоже, задумало подвесить очередной «груз» к и без того падающему рынку авиаперевозок. Минтранс готовит приказ, обязывающий аэропорты иметь дорогую аварийно-спасательную технику для эвакуации авиалайнером, съехавших со взлетной полосы. Судя по всему, речь идет о бронированных инженерных комплексах БРЭМ-1, сделанных на базе танков Т-72 и Т-90 и выпускаемых входящим в госкорпорацию «Ростех» Уралвагонзаводом, который несколько лет не может выбраться из долгов. В Минэкономразвития уже посчитали, что их приобретение может стоить аэропортам свыше семи миллиардов рублей — это больше суммы, которую ежегодно выделяют из бюджета на стимулирование авиаперевозок. В авиасообществе уверены, что у аэропортов не будет другого выхода, кроме как включить вынужденные инвестиционные затраты в тариф для авиакомпаний, которые учтут эти издержки в стоимости авиабилетов. Это окажет ощутимое давление на рынок авиаперевозок, который уже начал падать из-за значительного подорожания топлива и роста курса валют.

Незаменимый БРЭМ-1

Речь идет о проекте приказа Минтранса, который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения на портале правовых актов (regulator.gov) и предполагает внесение изменений в «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации» федеральных авиационных правил. Их предлагается дополнить обязательством для аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тыс. пассажиров в год иметь «аварийно-спасательное оборудование для эвакуации воздушного судна при невозможности его самостоятельного движения». В авиасообществе быстро вычислили, что речь идет о продукции Уралвагонзавода (УВЗ) — единственного в стране производителя танков и новой инженерной техники на их основе. «В проекте приказа прямо не указано на эту технику, и, теоретически, разные производители могли бы сделать на основе списанных Минобороны танках тягачи с инженерно-спасательным оборудованием, — говорит главный редактор портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Другое дело, что ни у кого такие линии не налажены, готовые мощности для этого есть лишь у УВЗ, который к тому же обладает и готовой техникой».

УВЗ уже продал в апреле один БРЭМ-1 аэропорту Домодедово, в пресс-службе которого пояснили, что приобрели технику, чтобы быть готовыми к ожидаемым изменениям в авиационных правилах. «Гражданская версия гусеничных тягачей не подходит для эвакуации воздушных судов с размытых поверхностей, — пояснили “Эксперту” в Домодедово. — Им элементарно не хватит массы, чтобы вытянуть, например, широкофюзеляжный двухпалубный самолет из грунта без твердого покрытия. В стране подобный заказ можно сделать только одному предприятию — Уралвагонзаводу».

Минтранс обосновывает необходимость своего приказа случаем в аэропорту Храброво, где в начале прошлого года из-за сломанного шасси наполовину съехал со взлетной полосы Airbus 320 «Аэрофлота», из-за чего калининградская авиагавань более суток оставалась парализованной, отменив 19 рейсов. Имевшиеся в аэропорту колесные легкие тягачи, предназначенные в основном