Персональная киновселенная Роберта Макки

Культура
Кино
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Весь мир — съемочная площадка, а люди в нем — киноактеры
Персональная киновселенная Роберта Макки

Роберт Макки — автор лучшей книги всех времен и народов об искусстве создания сценариев «История на миллион долларов». Ее величие в том, что посвящена она не только кино, но и жизни как таковой, и по прочтении почти не остается сомнений: все, что происходит вокруг нас, и мы сами — часть глобального сюжета, разворачивающегося прямо у нас на глазах. С 24 по 27 мая он будет в Москве и проведет серию семинаров — поделится своим представлением о том, как следует рассказывать истории, чтобы они целиком и полностью завладевали вниманием аудитории. Накануне приезда Роберта Макки «Эксперт» поговорил с ним о том, что происходит сейчас в мире кино, и об искусстве написания сценариев.

— Почему премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» третий год подряд получают откровенно скучные фильмы?

(Смеется.) На это есть две причины. Первая и самая очевидная: претенциозность. Для Голливуда важно не столько совершенство фильма, сколько отношение общества к Голливуду. Он хочет быть максимально креативным, социально чувствительным и социально ответственным — с точки зрения расы, с точки зрения пола и так далее. «Форма воды» — ужасный пример того, как Голливуд возвеличивает артхаусный фильм. Другая причина: не считая нескольких годов-исключений, это лучшие фильмы, которые они могут найти, — у них не слишком широкий выбор. В список прошлогодних фильмов, номинированных на «Оскар», вместе с «Формой воды» входил «Три билборда». Его снял талантливый британец Мартин Макдонах. Это отличное кино, тогда как остальные фильмы были вовсе не отличными.

Что до меня, то он лучший. Что же происходит? Проблема в том, что идет массовая миграция голливудских сценаристов на телевидение. Лучшие авторы больше не хотят писать сценарии для художественных фильмов — они предпочитают работать над сценариями для телевизионных сериалов. В Голливуде происходит утечка мозгов на телевидение, поэтому качество фильмов снижается. В то же время на телевидении мы можем встретить такие великолепные сериалы, как «Лучше звоните Солу», и с каждым годом они становятся все более замечательными. Мы с нетерпением ждем новый сезон, например, «Мира дикого Запада».

— Как вы оцениваете ситуацию, когда продюсер полностью контролирует процесс написания сценария?

— Я бы сформулировал этот вопрос следующим образом: что я должен делать в ситуации, когда продюсер хочет уничтожить мой сценарий? Что делать, если продюсер хочет, чтобы я написал сценарий исключительно таким, каким видит его он? Я говорю: нет, не пишите этот сценарий, черт побери, уходите из этого бизнеса и напишите роман, если вы уверены в себе, если у вас есть талант, если у вас есть отличные персонажи и отличная история. Пошлите к черту кино, напишите пьесу, реализуйте свою идею в других медиа, добейтесь успеха, и тогда, кто знает, возможно, ваш роман адаптируют для кино и вы будете лично контролировать его адаптацию. Мой совет: уходите прочь из этого бизнеса и ищите другие пути.

— Как много хороших сценариев сценаристы всего мира способны произвести в течен