Союз противоречивых советов

Повестка дня
«Эксперт» №22 (1076) 28 мая 2018
Союз противоречивых советов

 

Средства у нас есть,

у нас ума не хватает.

«Зима в Простоквашино»

 

Появилась первая реакция Евросоюза на односторонний выход США из «ядерной сделки» с Ираном. Демарш Вашингтона, ударивший по политическим и экономическим интересам ЕС, требовал от европейцев какого-то внятного ответа. Но ЕС, давно страдающий диссоциативным расстройством идентичности, по привычке начал посылать противоположные сигналы. Множество голосов, спорящих в голове ЕС, можно было бы списать на запутанную и разветвленную систему власти в Евросоюзе, но даже комментарии канцлера Германии Ангелы Меркель были сотканы из противоречий. Она заявила, что в случае введения американских санкций против Ирана часть европейских компаний уйдет оттуда, то есть Германия подчинится решению США. Но тут же добавила: возможно, часть компаний, напротив, начнет более активно работать в Иране и вообще Германия остается приверженной «ядерной сделке», то есть не подчиняется решению США об изоляции Ирана.

Желание Германии усидеть на двух стульях вполне понятно: компаниям, имеющим серьезные интересы в США, разумнее покинуть небогатый иранский рынок, а тем, которые не работают в Америке, выгоднее продолжить работать в Иране, с гордостью заявив: «Вашингтон нам не указ». Тем более что Дональд Трамп, став президентом и тем самым совершив «Великую ноябрьскую» революцию в политике, теперь одержим идеей реиндустриализации страны. Мировым производителям, привыкшим поставлять продукцию на богатый американский рынок, по очереди указывают на дверь. Попытка понести некоторые издержки и выждать, когда Трамп успокоится, ни к чему не привела: появились сообщения о его намерениях ввести 25-процентную пошлину на импорт автомобилей. Президент США, по своему обыкновению, сделал в твиттере «загадочную» запись, гласившую, что американских автопроизводителей скоро ожидают прекрасные новости, и поручил министру торговли США Уилбуру Россу проанализировать ситуацию.

Но без всякого анализа известно, что американский автопром проигрывает по цене и качеству европейским и японским автопроизводителям и каждый второй продаваемый в стране автомобиль — импортный. В 2017 году в США было завезено 8,3 млн автомобилей почти на 190 млрд долларов, что в три с половиной раза превысило экспорт машин из США. Основные жертвы новой инициативы — Германия и Япония. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, ссылаясь на нормы ВТО и угрозу устойчивости мировой торговли, выразил серьезное сожаление по этому поводу.

Но Трамп одинаково равнодушно относится к устойчивости мировой торговли, ВТО и душевным мукам министров торговли иностранных государств. Американского президента можно понять: находясь полтора года под угрозой импичмента, он остро нуждается в экономическом успехе. Кроме того, желая вызвать экономический рост, Трамп пошел ва-банк, резко снизив налоги: американская экономика, обремененная огромными долгами, теперь обречена либо перепрыгнуть пропасть, либо рухнуть в нее.

Европа, в отличие от Китая, сдавшегося на мил