Бензин сдетонировал с маневра

Повестка дня
«Эксперт» №23 (1077) 4 июня 2018
Бензин сдетонировал с маневра

Резкий рост цен на бензин в России стал первым серьезным вызовом для кабинета министров. По информации Росстата, если 28 апреля средняя потребительская цена топлива составляла 40,43 рубля за литр, то уже к 14 мая она возросла до 41,28 рубля (то есть более чем на два процента всего за две недели). И это при том, что в 2017 году средняя цена бензина составляла 36,37 рубля за литр, дизельного топлива — 36,88 рубля. Такой резкий рост цен на бензин вылился в явное недовольство граждан и бизнеса.

В результате вновь сформированное правительство было вынуждено принимать экстренные меры, проблема докатилась до профильного вице-премьера Дмитрия Козака. На прошлой неделе он провел совещание с крупнейшими нефтяными компаниями относительно ситуации на рынке нефтепродуктов. Чиновники и нефтяники договорились сдержать рост цен на топливо. Взамен кабинет обещал нефтяным компаниям с начала июня снизить акцизы на три тысячи и две тысячи рублей за тонну бензина и дизтоплива соответственно. Напомним, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин экологического класса 5 составляла 11,2 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — 7665 рублей за тонну. Хотя при оптовой цене топлива около 50 тыс. рублей за тонну (с учетом акциза) снижение акциза на две-три тысячи рублей — лишь символичный жест. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра топлива увеличивается из года в год и сейчас составляет 65–70%. Исходя из этих цифр чистая себестоимость бензина для нефтяников, включающая в себя стоимость добычи нефти, ее переработки, доставки, амортизации и прибыли, — 14–15 рублей за литр. Обычная вода в продуктовом магазине стоит дороже.

Сейчас компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на экспорт, а не поставлять их на внутренний рынок. По мнению члена комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустама Танкаева, увеличение объемов экспорта и снижение поставок на внутренний рынок связано прежде всего со сложившейся системой налогообложения. Она снижает рентабельность переработки для продажи топлива внутри России. А что касается таможенных пошлин, то они, вместо того чтобы защищать наш рынок от роста цен, только способствуют этому росту. Если в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 360 евро за тонну, то сейчас — 36 евро за тонну, то есть в десять раз ниже.

Такое изменение пошлин — результат проводимого в стране налогового маневра: правительство повышает НДПИ и снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. «Если еще несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржей порядка десяти процентов, то сегодня благодаря так называемому налоговому маневру доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным в европейской части страны, убыток составляет порядка 17 процентов. Поэтому, если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы», — говорит директор аналитического д