Эффект вендиго овладел Сбербанком

Русский бизнес
ЭКОСИСТЕМЫ
«Эксперт» №23 (1077) 4 июня 2018
Для строительства своей экосистемы Сбербанк захватывает нефинансовые рынки. Однако пока неясно, как синергия сервисов внутри экосистемы поможет ему больше зарабатывать
Эффект вендиго овладел Сбербанком

Сбербанк планирует с 1 декабря выдавать водительские права с встроенной биометрией. В случае успешного тестирования банк приступит к выпуску электронного удостоверения личности. Эти документы позволят гражданам совершать все необходимые юридически значимые действия удаленно. Пилотный проект Сбербанк ведет вместе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Но это далеко не единственная новинка — Сбербанк целенаправленно ищет финтех-стартапы, которые вписывались бы в его экосистему, или сам создает необходимые ему элементы. Так, на прошлой неделе в России появилась возможность заплатить по счету… лицом — в некоторых точках продаж теперь стоят специальные камеры, которые сканируют лицо покупателя и списывают с его банковского счета средства за совершенные покупки. Карта или номер счета при этом не нужны. Новый сервис получил название SelfieToPay. Платежи проводит платежная система SWiP, а сканирует лица технология Luna, разработанная компанией VisionLabs. Четверть последней компании принадлежит Сбербанку. Совсем недавно эту технологию испытали в московском метро — с ее помощью удалось задержать 42 преступника, которые находились в розыске.

В ходе Петербургского международного экономического форума Сбербанк подписал соглашение с группой ЦДС, одним из застройщиков Северо-Западного региона, по которому группа получает банковское обслуживание, а Сбербанк — партнера для Domclick.ru, собственного онлайн-сервиса по подбору жилья и оформлению ипотеки для розничных клиентов.

Еще одна инициатива — доставка наличных в труднодоступные районы дронами (правда, эта технология пока только тестируется). Дроны — собственная разработка Сбербанка, как и роботы, — проектами в области робототехники банк занимается совместно с Фондом развития интернет-инициатив.

Весь этот лавинообразный поток новых инвестиций в духе мифологического вендиго (у индейцев дух-людоед вендиго — символ ненасытного голода): и документы с биометрией, и SelfieToPay, и партнерство с застройщиками, и робототехнические инициативы — элементы грандиозного проекта. Сбербанк не скрывает своих планов — он строит экосистему нефинансовых сервисов. Об экосистеме было объявлено больше года назад, в ноябре 2016-го, когда Сбербанк представил свою идею президенту Владимиру Путину. Впрочем, точного бизнес-плана тогда обнародовано не было, в Сбербанке лишь говорили, что экосистема — это сеть компаний вокруг единой технологической платформы.

Сейчас становятся видны ее первые контуры. Сегодня при Сбербанке существует множество непрофильных компаний, большая часть которых использует его в качестве ресурсной базы (см схему).

О том, что в Сбербанке создается целая экосистема нефинансовых сервисов, говорится в годовом отчете банка за 2017 год, где раскрывается стратегия до 2020 года. Под экосистемой там понимается «предложение дополнительных, синергичных с финансовыми продуктами сервисов в таких сферах жизни, как покупки, дом, отдых, здоровье», а также «развитие бизнеса для юридических лиц в целях

Время цифровых альянсов

Крупные российские банки, хайтек-гиганты и госкорпорации объединяются в ИТ-альянсы. По примеру Alibaba, Amazon и прочих мировых корпораций они ставят перед собой задачи создания межотраслевых цифровых платформ для работы в финансовой сфере, а также в области электронной коммерции

Этом экономике требуются все более глобальные ИТ-решения, которые могли бы объединять смежные отрасли и бизнес-направления. Этим обусловливается появление в России значимых цифровых альянсов, которые стремятся направить синергию крупных компаний на развитие глобальных ИТ-платформ и экосистем.

 

Российский Alibaba

 

Один из таких цифровых альянсов недавно появился  в сфере финансов: о создании совместного предприятия «МФ Технологии» (МФТ) с капиталом в 450 млн долларов объявили «Мегафон», Mail.Ru Group, Газпромбанк, «Ростех».

Как говорится в официальном сообщении учредителей, на первом этапе «Мегафон» внесет в новую компанию пакет акций Mail.Ru Group. Позже СП разделят между собой все участники сделки: Газпромбанк купит у структуры «Мегафона» 35% акций МФТ, USM Holdings (совладелец Mail.Ru Group) — 9%, а «Ростех» получит 11%. Таким образом, дочерняя компания «Мегафона» сохранит за собой 45% акций МФТ. Учредители заявляют, что капитализация новой компании на первых порах будет составлять 450 млн долларов, но по мере ее развития возможны дополнительные внушительные инвестиции — до одного-двух миллиардов долларов.

Новый альянс будет нацелен на разработку цифровых технологий, прежде всего в области финансов, и на создание глобальной цифровой платформы. Представители Mail.ru Group сообщили «Эксперту», что речь идет о разработке «экосистемы на базе принципиально новых цифровых финансовых инструментов»: альянс станет разрабатывать платформу B2C (Business to Customer, бизнес — потребитель), которая будет предоставлять различные кредитные и другие финансовые, в том числе платежные, услуги.

В перспективе альянс может  выйти за пределы финансовых сервисов. В частности, это могут быть межотраслевые решения для крупных предприятий, а также сервисы для конечных потребителей самого разного рода. «Используя потенциал всей группы, мы можем пойти  дальше, предложив клиентам и более таргетированные продукты для удовлетворения их потребностей, включая различные сервисы, связанные с покупками, путешествиями, лайфстайлом», — рассказал Иван Стрешинский, генеральный директор USM Management, заявление которого было распространено через пресс-службу.

Сила нового альянса заключается в высоких компетенциях и ресурсах его участников. Mail.Ru Group, как известно, принадлежат три ведущие российские социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», и «Мой мир» с ценной базой данных об их пользователях. Газпромбанк входит в тройку ведущих банков страны. «Мегафон» — один из ведущих операторов связи. «Ростех» — государственный гигант с экспертизой в сфере масштабных ИТ-решений для умных городов и промышленных предприятий.

Наблюдатели убеждены, что новый альянс может стать одним из сильнейших игроков на российском хайтек-рынке по примеру крупных китайских технологических компаний вроде Alibaba и Tencent. Компания с большой вероятностью будет задействована в реализации государственных планов цифровизации различных отраслей российской экономики. «“Мегафон” — это огромная накопленная база данных пользователей. Если эти Big Data объединить с данными из социальных сетей, то на этой основе выстраивается весь банковский скоринг, — говорит Илья Максименко, основатель международного финтех-проекта PlasmaBank. — Кстати, “Мегафон”, оценив в свое время имеющуюся базу данных и инфраструктуру, создал, как и другие операторы, свой банк. Но это все же не полноценная банковская история, банковских компетенций у компании нет. Кроме того, у “Мегафона” нет тех компетенций в цифровизации, которые есть у Mail.ru Group. К этому союзу компетенций нужно добавить банковские — это Газпромбанк. Четвертый элемент союза — “Ростех” — должен добавить компетенций в области инноваций».

Российский Аmazon

Еще один масштабный российский цифровой альянс появился в конце прошлого года, и ориентирован он в первую очередь на электронную коммерцию. Российский интернет-гигант «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета», а в конце апреля стороны объявили о закрытии сделки. Сбербанк приобретает акции «Яндекс.Маркета» на сумму 30 млрд рублей. На момент сделки партнеры оценили все предприятие в 60 млрд рублей. Сообщается также, что «Яндекс» и Сбербанк будут владеть равными долями в компании, при этом десять процентов акций пойдет на формирование опционного фонда для поощрения сотрудников.

Развивая новое СП, «Яндекс.Маркет», по сути, хочет превратиться из агрегатора магазинов в онлайн-гипермаркет, который сам будет продавать товары и услуги по аналогии с Amazon. В рамках этой цели в апреле этого года «Яндекс.Маркет» и Сбербанк начали закрытое тестирование маркетплейса «Покупки» с собственной службой доставки. А 21 мая партнеры запустили предварительную версию онлайн-площадки под новым названием «Беру» с бесплатной доставкой при заказе на сумму больше 3500 рублей. Здесь пользователи могут совершать покупки, не переходя на сайты магазинов-партнеров, и складывать в корзину товары разных продавцов. За сбор и доставку заказов будет отвечать «Яндекс.Маркет», который в октябре прошлого года открыл в Подмосковье свой первый складской терминал площадью 30 тыс. квадратных метров.

«Сбербанк и “Яндекс” — площадки с очень большим количеством данных. “Яндекс” собирает очень много данных о своих пользователях через множество сервисов — перемещения, траты, покупки, история поиска. Если на маркетплейсе будут продавать товары в кредит или рассрочку, они смогут оперативно обрабатывать данные для быстрой оценки кредитоспособности», — говорит Денис Шершнев, коммерческий директор компании AIC.

«Мировой опыт показывает, что потребителям необходимы маркетплейсы. В некоторых странах — несколько. Я думаю, что в России будет две-три такие площадки, — говорит Еркожа Акылбек, руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций KPMG в России и СНГ. — В основном это электронная коммерция, но также и другие продукты, услуги. Есть отличный пример WeChat. С помощью WeChat можно оплачивать товары и услуги, назначать встречи, банки с ее помощью проводят скоринг того или иного клиента. Вероятнее всего, аналогичная платформа, которая объединит все жизненно необходимые услуги для человека, может появиться и в России».

 «Подобные цифровые платформы в электронной коммерции прежде всего упрощают взаимодействие продавца и покупателя, — говорит Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic. — Особенно это интересно тем, кто продает уникальный товар и в силу недостаточности объемов не может самостоятельно организовать эффективный канал онлайн-продаж и логистику. Наиболее вероятно, что в ближайшие два-три года в сегменте товаров широкого спроса мы увидим консолидацию электронных продаж на больших электронных платформах, с которыми небольшие интернет-магазины не смогут конкурировать в плане эффективности канала продаж и организации логистики».

Цифровое будущее

Помимо финтеха и электронной коммерции в ближайшее время в России будут стремительно развиваться цифровые платформы и экосистемы в области образования, туризма, логистики, в агропромышленном комплексе и, наконец, в сфере государственного управления. «С развитием цифровых платформ, без преувеличения, связано будущее большинства отраслей экономики. Именно цифровые платформы будут замещать собой классические бизнес-процессы, так как они снижают транзакционные издержки, убирая посредников и снижая стоимость тех или иных услуг, — говорит Олег Мансуров, генеральный директор компании “Актум”. — Например, наш стартап, который разрабатывает цифровую платформу в области проведения технологических соревнований (хакатонов), недавно получил инвестиции в размере 200 миллионов рублей. Наша новая цифровая платформа Actum.Online позволит на принципиально более высоком уровне проводить технологические соревнования и междисциплинарные конкурсы как внутри России, так и за ее пределами. Только в течение ближайшего года предполагаемое число активных пользователей нашей новой платформы составит 200 тысяч молодых специалистов, наставников, экспертов и работодателей».

Большие перспективы имеют цифровые экосистемы и в логистике. «Организацией перевозок у нас занимаются не люди, а цифровая платформа, — говорит Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo. — Заказчикам она подбирает перевозчиков по заданным критериям, а перевозчикам предоставляет возможность быстро и просто принять заказ в один клик. Кроме того, автоматически формируются все документы и отслеживаются грузы. Это позволяет в разы увеличить эффективность персонала, процессов и снизить стоимость услуги». 

Растущая необходимость межотраслевых цифровых решений — залог того, что в ближайшем будущем в России будет создаваться новые значимые ИТ-альянсы. « Я жду цифровых альянсов технологического характера, — говорит Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu в России и СНГ. —В первую очередь между крупными компаниями в сфере энергетики, химии, нефтехимии, фармакологии и крупными операторами ИТ-рынка — системными интеграторами, телеком-операторами, интернет-провайдерами или разработчиками приложений. На стыках их интересов, скорее всего, и будут возникать новые цифровые альянсы. Причем самые неожиданные — к примеру, в агропромышленном комплексе или ЖКХ».

Алексей Грамматчиков