Бензин не роскошь

Русский бизнес
РЫНОК МОТОРНОГО ТОПЛИВА
«Эксперт» №24 (1078) 11 июня 2018
Главная причина очередного топливного кризиса не алчность нефтяников, а чехарда с фискальным регулированием отрасли
Бензин не роскошь

Лето 2018 года Россия встречает топливным кризисом. По данным Росстата, розничные цены на бензин только в мае выросли на 5,6% относительно апрельского уровня и на 11,3% в сравнении с маем прошлого года. При этом индекс потребительских цен в мае в годовом выражении прирос лишь на 2,4%. Неудивительно, что в целом ряде регионов России прокатились акции протеста.

Под угрозой краха из-за непомерных расходов на ГСМ оказались развитие сельского хозяйства и программы обеспечения продовольственной безопасности страны. Власти Ставропольского и Краснодарского краев, Крыма, Ростовской и Челябинской областей уже обращаются в федеральное правительство с просьбой компенсировать аграриям часть затрат на ГСМ из бюджета. По словам заместителя губернатора Челябинской области Сергея Сушкова, при сложившемся соотношении цен за тонну дизтоплива надо отдать семь-восемь тонн зерна. Для аграриев это означает работу в убыток.

Вице-премьер Дмитрий Козак собрал представителей ведущих нефтяных компаний страны, которые клятвенно пообещали сдерживать рост цен. А ФАС оперативно назначила виноватых — крупнейшую российскую нефтяную компанию «Роснефть». Как отметили антимонопольщики, именно на нее пришлась «основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов». Ведомство уже направило «Роснефти» требование «обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок».

В самой «Роснефти» обвинения регулятора предсказуемо отрицают. Как заявил представитель компании Михаил Леонтьев, «ФАС правильно озаботилась дефицитом топлива на рынке, потому что дефицит на рынке есть. Отсюда, собственно, и повышение цен, которое мы все наблюдаем… Ситуация, сложившаяся на внутреннем рынке, скандальная, это правда. И скандал этот пытаются канализировать. И пытаются его канализировать на компанию, которая, наверное, больше всех, не говорю единственная, но несравнимо в больших масштабах, чем кто-либо, делает для сбалансирования внутреннего рынка».

Действительно, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, доля экспорта бензина от производимого объема у «Роснефти» наименьшая среди российских компаний — лишь 2,4%. Да и в целом по рынку за прошлый год экспорт бензина из России составил лишь около 10% от производства. В этом году, судя по динамике первых пяти месяцев, экспорт упадет еще в четыре–пять раз.

Одновременно ведущие нефтяные компании перевыполняют существующие нормативы по поставкам топлива на биржу. Например, по дизельному топливу при нормативе 5% та же «Роснефть» поставила 9,7%, а «ЛУКойл» — 6,7%.

Но цены на заправках все равно растут.

«Для того чтобы сдержать рост розничных цен, нужно сначала сдержать рост оптовых цен, — говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — На сегодняшний день оптовые цены выше розничных. В такой ситуации рост розничных цен просто неизбежен. А для того, чтобы снизить рост оптовых цен, необходимо понять причину их роста».

Нетбэк и налоги

В самом деле, как заявил Михаил Леонтьев, «мы в последнее время теряем