«Дизельгейт» продолжается

Повестка дня
«Эксперт» №26 (1080) 25 июня 2018
«Дизельгейт» продолжается

Начавшийся без малого два года назад скандал, связанный с занижением Volkswagen AG показателей выбросов вредных веществ в атмосферу, не утихает. Полиция Германии арестовала исполнительного директора концерна Audi Руперта Штадлера в связи с расследованием «дизельгейта». По мнению правоохранителей, находясь на свободе, глава Audi мог уничтожить улики. Впрочем, поскольку Audi входит в концерн Volkswagen AG, а расследование ведется второй год, не ясно, что мешало уничтожить улики раньше.

При этом Volkswagen AG уже успел выплатить 14,7 млрд долларов штрафа в США, 1,6 млрд — в Канаде, 1 млрд евро — в Германии. И концерну все еще угрожает штраф в 20 млрд евро во Франции. Эти убытки не включают в себя сотни тысяч отозванных в США автомобилей, с которыми он не знает что делать и пока хранит на стоянках.

Между тем «дизельгейт» перекинулся и на других немецких производителей: его жертвой стал концерн Daimler. Производитель отзывает около 774 тыс. автомобилей в Европе (из них 238 тыс. в самой Германии) с дизельными двигателями. На микроавтобусах Vito, легковых автомобилях C-класса и кроссоверах GLC было обнаружено устройство, способное отключать систему очистки выхлопных газов. Концерн BMW пока отделался легким испугом: всего на 11 тыс. дизельных автомобилей моделей X5 и 335d было установлено устройство, снижающее выбросы, да и то по ошибке, как утверждают в BMW.

Складывается ощущение, что все производители нарушали слишком строгие экологические нормы, вписаться в которые мешают законы физики и химии. Таким образом, «дизельгейт», возможно, покинет национальные границы Германии, открывая нарушения у других компаний, а со временем, глядишь, превратится и в «бензингейт».

Произошедшее с Volkswagen AG, при всей сенсационности, никогда не было новостью для автомобильных экспертов. Многочисленные ассоциации автолюбителей, автоклубы, профессиональные журналисты, пишущие на автомобильные темы, проводили множество самостоятельных тестов, и никогда заявленные производителем характеристики не соответствовали получаемым в ходе испытаний данным. Но на это никто не обращал внимания — правилом «хорошего тона» среди автопроизводителей и контролирующих органов считалось не замечать эту информацию. Автомобиль в лабораторных условиях сдавал экзамен на «отлично», и дальнейшая его судьба никого не интересовала. Первоначально, в момент возникновения «дизельгейта», казалось, что он был атакой на немецкий автопром в США, поскольку тот легко обыгрывал местных производителей. Но теперь, когда выяснилось, что после полутора лет расследования следствие находится в самом разгаре, становится понятно: ни к испытаниям дизельных автомобилей, производящихся в других странах, ни к настоящим тестам бензиновых автомобилей никто и не приступал. Если скандал не удастся замять и «виновными» окажутся все автомобили без исключения, единственными выигравшими в этой ситуации станут производители электромобилей. Последние даже в эпоху высоких нефтяных цен были неконкурентоспособными, а сегодня их положе