О независимых оценках и их отсутствии

Разное
«Эксперт» №28 (1082) 9 июля 2018
О независимых оценках и их отсутствии

Давно — а то и никогда — не читал я статью из американской газеты с таким живым и даже радостным интересом. Прислали мне ссылку на «Вашингтон пост», на текст под названием «Билл Гейтс потратил сотни миллионов долларов на улучшение преподавания. Новый доклад утверждает, что это были выброшенные деньги», и текст этот хоть отчасти заполнил давнюю нишу. Дело в том, что педагоги, решавшиеся публично критиковать нашу образовательную реформу, всегда требовали от идеологов и вершителей реформы соблюдения минимальных приличий: «Да притормозите вы свои нескончаемые новации, — говорили они. — Пусть независимые эксперты хоть раз проанализируют результаты уже произведённых действий!» Требования эти, естественно, оставались без ответа — и теперь, я полагаю, уже навсегда так без ответа и останутся, ибо «дело сделано, и его не исправить, и это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому следует» (С. Уэллер). И вот на месте большой печали — скромная радость: не свои, так чужие сделали то, о чём мы все так долго просили. RAND Corporation исследовала один-единственный реформаторский проект, явно родственный всему тому, что делалось у нас, и объявила этот проект — провальным. Нет, ну кто бы мог подумать?

Суть вкратце такова. В 2009 году фонд Билла и Мелинды Гейтс предоставил 215 млн долларов трём государственным школьным округам в разных штатах; сами эти округа и партнёрские организации вложили свои деньги, доведя общую сумму до 575 млн долларов. Цель шестилетнего проекта заключалась в создании систем оценки учителей, зависящей от результатов учащихся в стандартизованных тестах — и наблюдений со стороны коллег. Предполагалось, что такие системы помогут выделять учителей, наиболее эффективно повышающих успеваемость учащихся; это, в свою очередь, поможет директорам школ подбирать самых эффективных преподавателей. Школы, участвующие в проекте, обязались также стимулировать повышение квалификации учителей, платить больше педагогам, оцениваемым как эффективные, и соответственно изменить процесс подбора кадров. Для помнящих детали отечественной реформы многое в сказанном очень знакомо; а вот сейчас они удивятся. На публику вышли не авторы и исполнители проекта с победными рапортами о немыслимом успехе начинания, а уважаемая аналитическая контора с докладом о достигнутых результатах.

Из 562-страничного доклада RAND Corp. следует, что 575-миллионный проект кончился совершеннейшим пшиком. Заявленные цели не достигнуты. К исходу шести лет результаты учащихся не были значимо лучше, чем в аналогичных школах, не участвовавших в проекте. Не найдено улучшения эффективности вновь нанятых учителей относительно учителей прежних, и обнаружено очень мало примеров повышения эффективности преподавания в целом; не обнаружено уменьшения текучести эффективных учителей, хотя от неэффективных учителей всё же стали избавляться активнее. Учителя, поначалу поддержавшие новацию, в ней быстро разочаровались, округа обнаружили, что тратят денег больше, чем собира