Газовики на переправе

Специальный доклад
РУССКИЙ ИНЖИНИРИНГ
«Эксперт» №30-33 (1084) 23 июля 2018
Какие управленческие технологии были отработаны при строительстве Крымского моста и где их предстоит тиражировать
Газовики на переправе

Два месяца назад, на полгода раньше запланированного срока, была пущена в эксплуатацию автодорожная часть самого протяженного в России Крымского моста из Тамани в Крым. В скором времени вступит в строй и его железнодорожная часть. С учетом сложности проекта, равно как и его политической значимости, он с самого начала реализации находился под пристальным вниманием прессы и общественности. Материалы, посвященные Крымскому мосту, выходили и в «Эксперте» (см. № 3 и № 11 за текущий год).

Между тем проект Крымского моста не первый в своем роде и далеко не последний. Довольно крупные проекты мостовых переходов реализовывались в России и до Крыма, ряд проектов может быть осуществлен и после.

Закономерно встает вопрос, насколько хорошо готова наша страна к тиражированию проектов, подобных крымскому.

Без альтернатив

Особенностью проекта строительства Крымского моста стало отсутствие конкурсных процедур при выборе генерального подрядчика. Несмотря на грандиозный масштаб проекта (стоимость его реализации — свыше 220 млрд рублей), подрядчик был определен в директивном порядке.

Напомним, что распоряжением правительства от 30 января 2015 года единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству перехода через Керченский пролив определена компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Выбор обосновывался большим опытом «Стройгазмонтажа», наличием у него «производственных и кадровых ресурсов для реализации масштабных проектов любого уровня сложности».

Это действительно крупная компания — 16 тыс. сотрудников, размер портфеля заказов в нефтегазовом секторе в 2015 году составил без малого 280 млрд рублей (то есть гораздо больше, чем стоил Крымский мост). Отдельные предприятия группы гордятся своей историей, богатой на различные проекты. Например, «Волгогазу» порядка 60 лет, «Ленгазспецстрой» в отрасли уже полвека. Однако за плечами компаний именно нефтегазовые проекты — преимущественно магистральные газопроводы.

Иных вариантов, однако, не было — никто другой из крупных игроков строительной отрасли за этот проект браться был не готов.

Известно, что на ранней стадии проектом интересовались структуры Геннадия Тимченко, но потом интерес пропал. Миллиардер контролировал крупную строительную и инжинириговую компанию «Стройтрансгаз» (выручка — свыше 120 млрд рублей). Компания выросла на заказах «Газпрома», потом успешно строила магистральные нефтепроводы (например, ВСТО и БТС-2), а в дальнейшем расширила сферу своих интересов на объекты электроэнергетики (участие в проекте строительства блока № 4 Калининской АЭС) и стадионы для чемпионата мира по футболу (в Волгограде и Нижнем Новгороде). К моменту старта крымского проекта структуры Тимченко, помимо всего прочего, имели блокпакет в крупной строительной компании «СК-Мост», специализирующейся как раз на строительстве объектов транспортной инфраструктуры, в том числе мостов и тоннелей. За плечами этой компании, например, строительство моста на остров Русский во Владивостоке и еще не завершенное строительство желе