Не только газ и автомобили

Специальный проект
ЯПОНСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ
«Эксперт» №36 (1087) 3 сентября 2018
Японский бизнес в России стремится сойти с наезженной колеи сотрудничества, которое сводится преимущественно к поставкам газа из РФ и к импорту автомобилей и комплектующих из Японии. Новые перспективные области развития совместного бизнеса двух стран — медицина, агропром, информационные технологии, робототехника
Не только газ и автомобили

«Быстро — это медленно, но без перерывов» — гласит японская мудрость. В соответствии с ней японский бизнес сотрудничает с Россией скорее осторожно и с оглядкой. Япония со своим ВВП в 4,8 трлн долларов — третья экономика в мире, но ее компании, увы, не играют ведущих ролей во внешнеэкономических отношениях России, хотя в последние годы страна уверенно входит в десятку ключевых для России экономических партнеров. Так, по итогам прошлого года она заняла по этому показателю девятое место после Китая, Германии, Нидерландов, Белоруссии, Италии, США, Турции и Кореи. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), общий оборот торговли Японии с Россией вырос на 13% и составил 18,2 млрд долларов (3,1% российской внешней торговли).

По оценке международной консалтинговой компании KPMG, в России сейчас работает около 400 японских компаний, некоторые из них сотрудничают с нашей страной еще с советских времен. Исторически их можно разделить на два основных типа: те, кто экспортирует из России в Японию природные ресурсы, и те, кто занимается поставкой своих продуктов на российский рынок.

 

Газовое доминирование

Торговый баланс между Японией и Россией сейчас склоняется в сторону нашей страны. Из 18,2 млрд долларов торгового оборота в прошлом году 10,5 млрд приходилось на экспорт из России в Японию, прирост за год составил 12%. В основном Россия поставляет в Японию сырьевые товары. По данным ФТС, три четверти объема экспорта — минеральные сырьевые ресурсы (75%), оставшаяся четверть распределяется следующим образом: металлы и изделия из них (10%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4%), драгоценные металлы и камни (4%), наконец, есть небольшая доля поставок из России машин, оборудования и транспортных средств (3%, см. график 1).

Покупать сырье у России Япония начала еще на заре своих отношений с нашей страной. В царское время это были пушнина, рыба, лес, уголь. Позже, в советские времена, акцент переместился на нефть и газ. В 1960–1970-е годы советское правительство охотно заключало с японскими компаниями так называемые компенсационные сделки, в рамках которых СССР получал целевые кредиты на закупку японского оборудования и расплачивался поставками леса, угля, нефти, металла, добытых и произведенных с помощью купленных машин.

Постепенно японцы стали не только закупать российские ресурсы в обмен на оборудование, но и включились в их освоение. С середины 1970-х японские компании принимают активное участие, например, в освоении дальневосточных и сибирских месторождений каменного угля и природного газа, в разведке нефтегазовых месторождений и в добыче, прежде всего на севере Сахалина. Сегодня этот бизнес японских компаний продолжается. «Среди крупных импортеров сырья из России можно выделить игроков первой группы — Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo. Они ввозили углеводородное сырье в Японию еще в советское время, а позже активно участвовали в развитии месторождений, например на Сахалине, чтобы расширить свой