Банковский лоукостер взялся за регионы

Экономика и финансы
Банки
«Эксперт» №37 (1088) 10 сентября 2018
Почта-банк занимает место уходящих из регионов классических банков. Взрывной рост его активов и кредитного портфеля обеспечен продвижением банковских услуг даже в самые маленькие населенные пункты
Банковский лоукостер взялся за регионы

В то время как другие банки, в том числе крупнейшие государственные, сокращают свое присутствие в регионах, Почта-банк активно его расширяет. На сегодняшний день у него более 15 тыс. точек обслуживания в 83 регионах РФ, Почта-банк занимает второе место по размеру розничной сети на российском банковском рынке после Сбербанка. При этом 87% точек банка приходится на города с населением менее 30 тыс. человек и сельскую местность.

При таком бурном росте особенно впечатляют финансовые результаты банка. По итогам первого полугодия 2018-го его чистая прибыль выросла в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,8 млрд рублей. Активы с начала года увеличились в 1,1 раза, до 272 млрд рублей. Инфраструктурный платеж «Почте России» (плата за использование банком почтовых отделений) по итогам первого полугодия достиг 2,1 млрд рублей. Хотя доход «Почты России» за этот период составил 86,2 млрд рублей, с учетом того, что компания закончила полугодие с убытком 6,5 млрд рублей, эти дополнительные поступления были далеко не лишними. Впрочем, как и половина из одного миллиарда рублей, которые Почта-банк выплатил своим акционерам по результатам 2017 года. Напомним, банку ВТБ и «Почте России» принадлежит по 49,99% акций Почта-банка, а две акции принадлежат президенту — председателю правления Почта-банка Дмитрию Руденко.

Легкие офисы

Банк с сетью на базе почтовых отделений — довольно распространенная в мире модель. В России Почта-банк был создан весной 2016 года на базе Лето-банка. Сеть Почта-банка состоит из 400 флагманских клиентских центров, плюс около 50 тыс. POS-точек по выдаче необеспеченных кредитов в торговых сетях. По всей стране размещено 4500 банкоматов Почта-банка с функцией замкнутого оборота наличных средств. Кроме того, в почтовых отделениях стоит более 21 тыс. терминалов банка (небольшое устройство, позволяющее осуществлять базовые банковские операции), а к концу 2018 года их число превысит 50 тысяч.

«Основа стратегии Почта-банка — масштабируемая low-cost-модель, которая позволит ему стать одним из крупнейших транзакционно-кредитных банков в стране для физических лиц и малого бизнеса с высокой эффективностью за счет оптимизации и сокращения расходов на сеть», — говорит первый заместитель президента — председателя правления Почта-банка Георгий Горшков. Стратегическая цель банка — за пять лет (к 2023 году) войти в число лидеров рынка по числу активных клиентов. Сделать это Почта-банк надеется за счет удобства, надежности и технологичности услуг. Говоря словами топ-менеджмента, Почта-банк рассчитывает стать прорывным цифровым банком с крупнейшей сетью легких точек и лучшим провайдером современных финансовых услуг для широких слоев населения и бизнеса в РФ.

Главное преимущество Почта-банка — низкие расходы на содержание своих точек присутствия в почтовых отделениях. Такая точка с сотрудником банка и банкоматом обходится в среднем в четыре раза дешевле, чем содержание стандартного флагманского отделения. Там, где услуги банка п