Долгие проводы внешнего долга

Экономика и финансы
МАКРОЭКОНОМИКА
«Эксперт» №39 (1090) 24 сентября 2018
Государство готово перейти от внешних займов к внутренним, корпорациям придется сложнее — в преддверии сложностей они уже копят валюту
Долгие проводы внешнего долга

«Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними, при усилении санкций», — заявил Антон Силуанов, первый вице-премьер, министр финансов на совещании правительства. Пока, правда, в проекте бюджета на будущую трехлетку (2019–2021 годы) предусматривается размещение еврооблигаций объемом до трех миллиардов долларов в год. Кроме того, Минфин будет активно привлекать средства на внутреннем рынке — бюджет предполагает размещение ОФЗ в 2019 году на 2,47 трлн рублей, в 2020 году — на 2,42 трлн и в 2021-м — на 2,6 трлн рублей.

При этом бюджет 2019–2021 годов сверстан на основании базового сценария макроэкономического прогноза Минэкономразвития, и согласно этому прогнозу следующие три года, как и текущий 2018-й, будет профицитным. Так, в 2018 году профицит составит 1,3% ВВП, в 2019-м — 1,8%, в 2020-м — 1,1%, в 2021-м — 0,8% ВВП. По мнению аналитиков, именно это позволяет Минфину безболезненно отложить выпуск ОФЗ в этом году.

Зачем занимать при устойчивом профиците? В правительстве полагают, что без этого не найти денег на финансирование двенадцати нацпроектов. В предстоящую трехлетку на них будет потрачено 5,5 трлн рублей: в 2019 году – 1,7 трлн, в 2020-м — 1,8 трлн, в 2021-м — 2,1 трлн рублей, а всего до 2024 года на них планируется выделить 13,11 трлн рублей. «У нас сейчас бюджетный профицит. И в условиях негативных внешних факторов наше правительство вряд ли станет проводить неконсервативную бюджетную политику. Скорее всего, бюджетный профицит сохранится. Он будет большим, он и в этом году уже будет большим. И это снижает необходимость размещения нового долга», — добавляет Денис Порывай, ведущий аналитик Райффайзенбанка.

Однако профицит профицитом, но практика направления нефтяных сверхдоходов в резервы продолжится. «Необходимость заимствований возникает в результате решения правительства сберегать часть нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, чистый рост фонда составит около двух с половиной — трех процентов ВВП в текущем году», — поясняет Андрей Никандров, ведущий аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.

В ожидании хороших цен

Ранее в сентябре Владимир Колычев, замглавы Минфина, заявлял, что в периоды волатильности министерство как эмитент на рынке госдолга будет проводить взвешенную политику — говоря проще, отказываться от размещений ОФЗ, когда нерезиденты бегут из российского долга. В сентябре уже целый ряд аукционов по ОФЗ был отменен, и к настоящему времени Минфин смог занять лишь около 40% требуемого годового объема (около триллиона рублей). Кстати, до конца года Минфин может вообще больше не выйти на рынок с новыми заимствованиями. «У нас есть необходимый буфер, чтобы период волатильности переждать. Этот буфер довольно существенный, мы последние несколько лет ввели бюджетное правило и постепенно накапливали суверенные фонды, их использование предполагается в случае, если цены на нефть по той или иной причине сильно просядут. Есть буфер в форме рублевой ликвидности на счете федерал