О право присвоивших

Разное
Москва, 15.10.2018
«Эксперт» №42 (1093)

Фото: Эксперт

Всё-таки странно: публику перспектива радикальных перемен в отечественном высшем образовании, ненароком приоткрытая ректором «Вышки» Кузьминовым, очень заинтересовала — загляните в соцсети. Рассуждают, восклицают, бранятся. В профессиональных же медиа этой темы нет вообще: «Ни слова, о друг мой, ни вздоха». Почему? Да по многим причинам. Вот только что рассказанная мне история. Некое региональное издание запросилось на интервью к ректору тамошнего университета. Ладно, говорят, присылайте вопросы. Прислали: что, мол, вы думаете о проблемах, волнующих ректорский корпус страны. Первое: мыслимо ли, чтобы производитель продукции не мог отобрать себе сырьё? Вузы должны готовить специалистов, не имея права выбирать абитуриентов; берут, кого составленный Рособрнадзором ЕГЭ пошлёт — без учёта специфики конкретного вуза и специальности. Второе: сам Рособрнадзор. Он не отвечает за качество подготовки специалистов, но может вмешиваться в учебный процесс любыми проверочными мероприятиями. Казалось бы, дали лицензию и аккредитацию — так не мешайте работать… Третье: перегрузка преподавателей, нищенские зарплаты, давление показателей по средней зарплате, приводящее к увольнению совместителей — зачастую специалистов с уникальным научным и производственным опытом. Четвёртое: учёный и преподаватель суть разные профессии. Можно ли требовать от всех работников вузов одинаковой эффективности в обеих ипостасях? Пятое: невозможность оставить на кафедрах лучших выпускников из-за жалких стипендий аспирантов и зарплат молодых преподавателей. Как в таких условиях сохранять научно-педагогические школы? Изданию ответили, что ни одного из этих вопросов ректору задавать нельзя. Не знаю, чем дело кончилось в этом именно случае: вышло ли интервью с вопросами типа «как же это получилось, что вы такой гениальный» или не вышло никакого, — но это одна из причин уклонения массмедиа от действительных проблем образования. «Мы будем с тобой молчаливы».

А нынешняя проблема чрезвычайно важна. Напомню: на прошлой неделе ректор Кузьминов сначала сообщил, что в его вузе через два года будут только онлайн-лекции: «лекционные занятия в классической форме мы отменим, потому что их КПД даже в ВШЭ, где лекции читают исследователи, низкий». А ещё через пару дней он же поведал, что в правительстве собираются создать разделить вузы на три сорта (см. «О рывке в восемнадцатый век», № 41). Третьесортный вуз (аккредитованный как «базовый») заместит значительную часть предметов онлайн-курсами, разработанными в вузах первосортных («ведущих»), то есть превратится в почти заочный. Ясно, что внятное большинство нестоличных вузов от такой процедуры просто сдохнет, утратив остатки спроса. Но это ещё полбеды. «Ведущим» вузам будет приказано — как в «Вышке» — все свои базовые курсы и большинство факультативов перевести в онлайн-форму, то есть тоже стать полузаочными. «Ведущими» такие вузы можно будет по-прежнему называть только в припадках чиновничьего ража; на деле же качественное высшее образование в стране буд

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1093) 15 октября 2018
    1-й инвестиционный рейтинг России
    Содержание:
    Нацпроекты набирают скорость

    Масштабное строительство транспортной инфраструктуры действительно ускорит рост экономики, но не так, как хотелось бы

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Реклама