Немецкое возрождение

Специальное обозрение
ГЕРМАНСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ
«Эксперт» №43 (1094) 22 октября 2018
Германский бизнес после многолетнего провала вновь наращивает присутствие в России: объемы его инвестиций в экономику РФ достигли рекордных за последние восемь лет показателей
Немецкое возрождение

«Некоторые немцы верят правительству, многие немцы верят в Бога, и все немцы верят Бундесбанку», — шутят в Германии. Известная немецкая практичность сейчас берет вверх и в экономических отношениях с Россией. Санкции санкциями, а сотрудничество с РФ приносит германскому бизнесу много выгод, и немецкие бизнесмены, все отчетливее понимая это, после многолетнего спада наращивают деловое сотрудничество со своим восточным соседом.

Импорт и экспорт растут

Кризис и санкции нанесли серьезный удар по российско-германской торговле. Если в 2012 и в 2013 годах товарооборот между Россией и Германией достигал рекордных 80 и 75 млрд долларов соответственно, то к 2016-му он рухнул вдвое — до 39 млрд долларов. Однако за последний год экономические отношения с Германией начали возрождаться: по итогам 2017-го года объем товарооборота вырос почти на треть — до 49,4 млрд долларов, а в текущем году, согласно прогнозам, он может увеличиться еще на 30% и превысить 65 млрд долларов (см. график).

Сальдо торгового оборота сейчас перевешивает в сторону России. По данным Федеральной таможенной службы, если по итогам прошлого года импорт товаров из Германии в Россию составил 23,9 млрд долларов, то экспорт российских товаров в Германию — 25,5 млрд долларов. Российский экспорт в Германию — это в первую очередь товары сырьевой направленности: нефть, газ, уголь. Справедливости ради стоит отметить, что объемы российского экспорта в Германию растут прежде всего из-за роста мировых цен на энергоносители. Что касается типов поставляемых из Германии товаров, то, согласно статистике ФТС, это машины и оборудование, транспортные средства, продукция фармацевтической и химической промышленности, пластмасса, оптика.

Рост немецких инвестиций

Наряду с чистым импортом товаров из Германии растет и деловая активность немецкого бизнеса в РФ. Ранее неблагоприятная экономическая и политическая обстановка оказала на него болезненное влияние. По данным Российско-германской внешнеторговой палаты, за последние семь лет немецких компаний в России стало меньше на 21%: если в 2011 года их было 6300, то сейчас в Федеральной налоговой службе РФ число зарегистрированных компаний из Германии уменьшилось до 4900. При этом эта цифра продолжает снижаться: только за последний год из России ушло 270 немецких компаний.

Однако представители немецкого делового сообщества заявляют, что в последнее время немецкое присутствие в России сократилось количественно, но не качественно. «Немецкий бизнес в России продолжает удерживать позиции самого сильного и активного иностранного делового сообщества. Уменьшилось количество компаний, но не их качество. Оно, напротив, продолжает расти, — заявил в одном из своих недавних публичных выступлений Маттиас Шепп, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты. — Практически все крупные немецкие компании остались верны российскому рынку. И даже больше: многие их них увеличили инвестиции».

О росте активности немецкого бизнеса наглядно свидетельствует информация о р

Сделать то, что считалось невозможным

Около 400 инженеров «тиссенкрупп Индастриал Солюшнс (РУС)» в офисе компании в г. Дзержинске активно занимаются разработкой инновационных проектных решений в различных секторах промышленности.

Ни для кого не секрет, что мы стоим на пороге новой революции и имя ей — цифровизация (англ. digitization). Кто-то даже скажет, что эта революция уже началась. Всё, что есть вокруг нас, превращается в информацию — единицы и нули, язык, который понятен компьютерам.

Мы видим, как российские и международные производственные концерны стремятся унифицировать данные со своих предприятий, создать единую информационную инфраструктуру и управлять всеми производственными процессами в режиме реального времени, поэтому концерн thyssenkrupp активно занимается разработкой собственных решений по цифровизации.

Исторически конкуренция в автомобильной промышленности способствовала внедрению новых технологий и инноваций. Например, сегодня стандартным инструментом при покупке машины можно назвать конфигуратор — мы можем выбрать желаемую модель, цвет, двигатель, обивку салона и т. п. Но что если эту систему перенести на крупные промышленные установки? Это считалось невозможным, но инженеры thyssenkrupp разработали концепцию предконфигурируемой установки (Pre-Configured Plant Concept, PCPC). Она основана на методе METUS (Management Engineering Tool for Unified Systems — Инструмент технического управления для унифицированных систем), который стал одним из основных в автомобильном секторе за последние двадцать лет, применение PCPC снижает нагрузку на инженеров, одновременно оптимизируя многие аспекты реализации проекта.

Другой яркий пример цифровизации — работа инженеров нашей компании по разработке документации As Built (исполнительная документация) для крупного европейского заказчика. Инженеры-механики, находясь на площадке завода, сверяют и вносят изменения в монтажно-технологические схемы производства, включающие в себя технологическое оборудование, трубопроводы, арматуру и приборы КИП. Оперативная группа инженеров в офисе создает схемы в программе Smart Plant PID, в которую дополнительно подгружается база данных, включающая в себя информацию по оборудованию, параметрам технологических сред, материалам трубопроводов, изоляции и компонентам трубопроводов. Обеспечивается непрерывный обмен информацией между базами данных заказчика и нашей компании. На выходе можно получить полную информацию, содержащую в себе направление технологических потоков (с параметрами технологических сред), количество арматуры, установленной на трубопроводах, количество изоляции и другую необходимую информацию. Естественно, изменение какого-либо параметра в базе данных автоматически отображается на схемах и в отчетах. Благодаря этому повышается качество управления производственным процессом, что способствует более эффективному решению бизнес-задач, а это уже влияет на конкурентоспособность предприятия в целом.