Помогите росту

Специальный проект
ЛОКАЛИЗАЦИЯ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ И ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
«Эксперт» №43 (1094) 22 октября 2018
Промышленные предприятия высоко оценили налоговые оазисы и нефискальные меры поддержки, которые были предложены властями и поначалу даже вызывали скепсис. Теперь важно поддержать наметившийся рост производства, ответив на системные вызовы
Помогите росту

В последние два года частный бизнес «голосует ногами», смело направляясь туда, где чиновники создают для него привлекательные условия и, самое главное, гарантируют неизменность правил игры. Если вынести за скобки проект Свободного порта Владивосток (СПВ) как пока что географически ограниченную инициативу, то можно выделить три ведущих инструмента стимулирования промпроизводства: индустриальные парки, территории опережающего развития и особые экономические зоны.

Парки расцветают

Индустриальный парк (ИП) представляет собой обособленную территорию, предназначенную для размещения на ней производственных мощностей, с подготовленной транспортной и инженерной инфраструктурой. Она администрируется специальной управляющей компанией (УК), которая отвечает за все земельные и инженерные работы, а также за поиск и размещение резидентов — производственных, сервисных и логистических компаний.

Первые индустриальные парки появились в России более десяти лет назад, но лишь недавно, в 2015 году, правительство решило упорядочить их деятельность, введя ГОСТ «Индустриальные парки. Требования». Он предусматривает условия (в частности, по размеру и обеспеченности энергоресурсами), соответствие которым позволяет площадке претендовать на этот статус.

Региональные власти имеют право предоставлять УК и резидентам налоговые преференции, пусть пока в весьма ограниченном объеме. Например, в Московской области они получают скидки по налогу на прибыль в размере 4,5% и на имущество — в зависимости от объема инвестиций и сферы деятельности. В Смоленской области УК и резиденты платят только 13,5% налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, и освобождаются от транспортного налога и налога на имущество на срок до десяти лет. В большинстве субъектов РФ придерживаются похожих рамок.

В стране сейчас насчитывается более 175 парков, в которых работают 2725 компаний. Общий размер средств, вложенных резидентами, уже превышает сто миллиардов рублей, из них три четверти связаны с частным капиталом. Если же подсчитывать все инвестиции, в том числе направленные на обустройство промышленных «оазисов», то сумма приближается к 1,14 трлн рублей.

В реестр Министерства промышленности и торговли (туда входят пока не все парки) включено 130 действующих и 60 строящихся площадок с 2500 предприятиями. Как показывает статистика, напряженная геополитическая обстановка вовсе не помеха международной промышленной кооперации: около 300 из упомянутых выше 2500 компаний имеют иностранные корни. Больше половины зарубежных вложений приходится на пять стран — США, Турцию, Японию, Германию и Австрию.

По подсчетам Минпромторга, всего за пять лет, с 2012-го по 2017-й, количество промышленных площадок выросло в два с половиной раза, и это несмотря на весьма непростую экономическую обстановку, волатильность валютных курсов и снижение доходов населения.

Столь позитивная динамика отчасти объясняется тем, что государство пять лет назад запустило меры системной поддержки как управляющих компаний,

«Главное — чтобы все были счастливы»

Управляющий партнер особой экономической зоны «Ступино Квадрат» Екатерина Евдокимова поясняет простой и эффективный подход ОЭЗ к работе

— Как можно описать концепцию «Ступино Квадрат»? В чем ее отличие от других ОЭЗ?

— ОЭЗ «Ступино Квадрат» — это пространство для единомышленников, где всем соседям легко и приятно заниматься своим делом. Восьмого августа 2015 года правительство РФ приняло постановление о создании особой экономической зоны на территории нашего промышленного округа, после чего сложились условия для развития производственной деятельности, которых до этого в стране не было.

Будущие резиденты покупают земельные участки с готовой инфраструктурой, получая в собственность актив, на котором сразу можно строить. Они получают и все льготы ОЭЗ — практически нулевые налоги и таможенные сборы. Государство предоставляет резидентам гарантии от неблагоприятного изменения законодательства и произвольных проверок государственных органов. Ежегодная экономия на налогах составляет в зависимости от профиля компании от 50 миллионов до 200 миллионов рублей.

Любой резидент на площадке своего завода может создать зону таможенного контроля и не платить таможенные пошлины и НДС на все оборудование, материалы, компоненты и сырье, ввозимые на его территорию.

— Что сейчас важнее всего для инвестора?

— Для инвестора сегодня очень важны сроки реализации его проекта. Полная поддержка со стороны правительства, отсутствие бюрократических задержек, команда профессионалов, а также грамотное планирование всех этапов строительства позволяют нам реализовывать проекты менее чем за год.

Мы предоставили нашим инвесторам возможность делать то, что они умеют делать хорошо: производить и продавать свою продукцию, — а все остальное решили взять на себя. Сейчас мы оказываем широкий спектр услуг: проведение тендеров на выбор подрядчиков, сопровождение строительства «под ключ», поддержка при получении разрешений и согласований, возведение готового здания, железнодорожной ветки, юридическое и налоговое обслуживание, поиск персонала и размещение сотрудников.

— Если речь зашла о сотрудниках, есть ли какие-то привлекательные моменты и для них?

— Мы построили экогород Новое Ступино, в котором приятно и комфортно жить сотрудникам предприятий. Здесь предусмотрено жилье как для «белых воротничков» — таунхаусы и коттеджи, так и для рядовых работников — дуплексы и трехэтажные многоквартирные дома. Мы развиваем нашу ОЭЗ под брендом «Территория счастья». Концепция эта проста: нужно сделать так, чтобы все, кто здесь находится, был счастлив. И это работает!

«Риски инвестора берем на себя»

На примере расположенного в Ленинградской области, прямо под Санкт-Петербургом, индустриального парка Greenstate (принадлежит финскому застройщику YIT) можно сказать, что ставка на гарантированное присоединение к инженерным сетям и быстрое возведение объектов складской и индустриальной недвижимости себя оправдала. Комментирует директор по коммерческой недвижимости YIT Максим Соболев.

— В чем заключается концепция Greenstate?

— Greenstate — классический индустриальный парк, мы предлагаем земельные участки с полным подключением к инженерным сетям для производственных и складских предприятий. Кроме того, возможны и проекты формата built-to-suite, то есть мы берем на себя и строительство производственных помещений в соответствии с требованиями резидента, и продаем или сдаем их ему в аренду.

Среди других наших преимуществ можно назвать удобное расположение: всего полтора километра до Кольцевой автодороги Петербурга, быстрый выезд на федеральные трассы, всего полчаса до Большого морского порта; кроме того, мы размещаем предприятия до третьего класса санитарной опасности включительно, что редкость для площадок, расположенных в Петербурге и окрестностях.

Следует также отметить, что Ленинградская область очень гибко подходит к потребностям инвесторов, предлагая соответствующие решения.

— Как можно оценить востребованность Greenstate?

— Мы работаем уже более десяти лет. В 2018 году заключили две сделки, теперь у нас 17 резидентов. Ежегодно мы получаем более двухсот запросов от потенциальных клиентов. Сейчас предлагаем участки как на продажу, так и в аренду с последующим выкупом (последний вариант доступен для участков от трех с половиной гектаров). Таким клиентам площадка сдается в аренду на период изыскательских работ и проектирования, до получения разрешения на строительство. Стоимость аренды затем вычитается из стоимости участка при покупке.

— Как можно объяснить тот факт, что при всей привлекательности концепции индустриальных парков заполняемость подобных объектов в среднем по России всего 50 процентов?

— Хочу отметить, что наш индустриальный парк заполнен более чем на 70 процентов. Тем не менее я могу объяснить ситуацию. Я часто езжу на работу мимо складов, которые были построены на отдельных участках, где стоимость земли раза в три ниже, чем, допустим, в Greenstate. Многие такие объекты до сих пор не введены в эксплуатацию, а какие-то не будут введены вовсе. Инвесторы хотели сэкономить, купили «участок в поле рядом с дорогой», но недостаточно проработали вопросы подключения к инженерным сетям. А потом оказывается, что присоединение к каким-то сетям либо невозможно, либо может быть произведено после дорогостоящей реконструкции имеющихся сетей. Я думаю, что со временем такие инвесторы все же обратят внимание на индустриальные парки, на территории которых можно в безрисковом режиме запустить свой проект за один, два или два с половиной года в зависимости от сложности производства. Наша более чем десятилетняя работа и имена резидентов, среди которых мировые бренды Siemens, Ponsse, Atria, говорят сами за себя.

Здание как на ладони

Компания «АДМ Партнершип» использует в проектировании современную технологию BIM-моделирования, которая позволяет серьезно сэкономить время и деньги инвестора на этапе строительства и эксплуатации объекта.

Вы перемещаетесь по зданию, словно в компьютерной игре: спускаетесь по лестницам, открываете двери в помещения, выбираете объекты и видите их параметры — стоимость, объем, особенности монтажа и комплектацию, материалы и многое другое. В любой момент можно отобразить или скрыть части здания — инженерные системы, отделку или конструкции, чтобы изучить остальные без помех.

Море данных в удобном виде

То, что вы видите на экране, — цифровой проект здания, выполненный по технологии BIM (Building Information Modelling — информационное моделирование зданий). По этой технологии создается трехмерная виртуальная копия, в которой возможно запроектировать даже самые мелкие узлы, оценить стоимость и рентабельность будущего здания и смоделировать процесс его строительства и эксплуатации.

В чем основные преимущества BIM по сравнению c «плоским» проектированием?

При информационном моделировании прототип здания состоит из компонентов с определенной функцией: стены, окна, двери, оборудование, несущие колонны и т. п., а при обычном двумерном — из линий и текста на плоских чертежах. Более того, каждый компонент BIM-модели может содержать массу характеристик, важных и для проектировщика, и для строителя, и для инвестора. Фактически информационная модель здания — это база данных, из которой можно в удобном трехмерном и табличном виде получать данные о проектных решениях, конечном облике объекта, технологиях его возведения и эксплуатации.

Трехмерное отображение компонентов модели сильно облегчает увязку технических решений еще на стадии проектирования и позволяет избежать в ходе строительства массы коллизий, которые трудно выявить при работе с обычными плоскими чертежами. Кроме того, при внесении изменений в проект не требуется ручного изменения всех листов чертежей — планы, разрезы и узлы автоматически изменят свой вид. Экономия времени и средств заказчика достигается не только за счет заблаговременного устранения коллизий, но и оптимизации всего процесса возведения здания. На основе информационных моделей зданий возможно планирование процесса строительства, сокращение количества привлеченной техники за счет ее рационального использования и оптимальное зонирование участка, при котором исключаются избыточное перемещение и длительное хранение материалов.

«Точное планирование расхода материалов дает экономию в среднем 30 процентов на этапе строительства, десять процентов экономится за счет уменьшения количества коллизий и оперативного их разрешения», — говорит BIM-менеджер компании «АДМ Партнершип» Михаил Скобелев.

Важно и то, что за последние три года разработчики ПО для BIM сделали большой шаг навстречу пользователям-непроектировщикам: любой инвестор, сметчик, эксперт или менеджер по продажам может открыть модель на своем смартфоне или ноутбуке через браузер, оставить замечания остальным участникам проекта и получить от них необходимую информацию или обновление модели в кратчайший срок.

Цифровой паспорт здания

После завершения строительства заказчик может использовать BIM-модель для эффективной эксплуатации объекта как цифровой или электронный паспорт здания, который содержит данные обо всех его элементах.

«Сама технология BIM-моделирования была придумана для сбора информации по эксплуатации. Именно на этом этапе жизненного цикла проекта достигается наибольшая экономия. Если из строя выходит какое-либо оборудование, то у обслуживающего здание инженера есть вся информация о том, что именно нужно заменить, какие ресурсы потребуется привлечь, когда и кем монтировалось оборудование и последний раз обслуживалось», — поясняет генеральный директор компании «АДМ Партнершип» Ольга Антипова. На основе BIM-модели можно также принимать решения о распределении производственных или арендных площадей, учитывать информацию о микроклимате и другие характеристики помещений.

BIM-моделирование все чаще встречается в перечне требований тендерной документации. И хотя в первую очередь на эту перспективную технологию обратили внимание частные инвесторы, в ближайшем будущем она станет обязательной для муниципальных и государственных заказов.

Иван Ступаченко

Перенять лучшее

Нынешние экономические вызовы, во многом связанные как с геополитической ситуацией, так и с изменением конъюнктуры на мировых рынках, заставляют ОЭЗ искать новые способы привлечения резидентов. Можно сказать, что им приходится быть еще более клиентоориентированными и гибкими в учете потребностей как уже имеющихся, так и потенциальных инвесторов.

Не исключение и особая экономическая зона «Тольятти», которая за последний год серьезно активизировала инфраструктурное развитие и вводит новые форматы сотрудничества с инвесторами. В ОЭЗ «Тольятти» активно перенимают лучшие практики, чтобы обеспечить резидентам условия для максимально комфортной работы

В поисках оптимальных схем взаимодействия

В ближайших планах ОЭЗ «Тольятти» — строительство готовых производственных помещений площадью около 50 тыс. кв. м, которые будут предлагаться компаниям в аренду.

— Мы видим, что сегодня большинство производителей предпочитают не вкладывать деньги в строительство, а сосредоточиться на своей основной компетенции — выпуске продукции высокого качества. Они готовы взять в аренду уже готовые корпуса, обеспеченные всеми необходимыми инженерными сетями и коммуникациями. Это наша ключевая задача — сделать условия для инвесторов максимально комфортными и постоянно о них заботиться, — рассказывает генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ “Тольятти”» Сергей Андреев. Он поясняет, что интерес к подобному формату часто проявляют иностранные компании, которые в силу тех или иных причин не могут решиться на то, чтобы вкладываться в строительство собственных мощностей, а вот арендовать их вполне могут, поскольку это позволит минимизировать риски, связанные со строительством, а также значительно ускорить процесс локализации.

Построить производственные корпуса планируется в течение 2019–2020 годов. Предполагается, что сдавать их в аренду будут по рыночным ставкам, но вкупе со льготами, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, налаживание здесь производства обойдется гораздо дешевле, чем за ее пределами. «Мы, разумеется, рассчитываем на долгосрочное сотрудничество, но вместе с тем демонстрируем гибкость в обсуждении условий», — говорит Сергей Андреев.

Если опираться на переговоры с потенциальными арендаторами, то уже сейчас просматривается спрос на готовые производственные помещения суммарной площадью более 90 тыс. кв. м.

Из стадии обсуждения в фазу действий переходит проект строительства железнодорожной ветки в ОЭЗ «Тольятти». Возведение подъездных путей станет мощным драйвером развития зоны, серьезно облегчит доставку оборудования и сырья и вывоз готовой продукции.

«У ОЭЗ “Тольятти” есть довольно большое количество потенциальных инвесторов, которым необходима железная дорога, готовые корпуса, чтобы прийти на площадку и без промедлений начать развиваться. Нам нужно оставаться конкурентоспособными, а потому мы хотим решать эти вопросы, для чего у нас есть необходимый инструментарий», — отметил Дмитрий Богданов, министр экономического развития и инвестиций Самарской области. 

Из других важных новостей стоит отметить решение правительства Самарской области о снижении ставок по ряду налогов, которые платят резиденты ОЭЗ «Тольятти», принятое летом нынешнего года. Так, ставка по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, теперь составляет 0% (первые пять лет), 5% (шестой–десятый годы) и 13,5% после десятого года. Действие нулевой ставки по транспортному налогу увеличено с пяти до десяти лет. Кроме того, резиденты освобождены от уплаты налога на имущество (первые десять лет) и землю (пять лет). Оборудование, которое ввозится в ОЭЗ, не облагается таможенными пошлинами, так же как и продукция, отправляемая на экспорт. Немаловажно, что подключение ко всем коммуникациям новых производств осуществляется бесплатно.

Добро пожаловать в партнеры

ОЭЗ «Тольятти» образована в 2010 году в двух километрах от автомобильного гиганта АвтоВАЗа. Сам город Тольятти известен высоким качеством трудовых ресурсов. Местные учебные заведения ежегодно выпускают более 12 тыс. специалистов, причем преимущественно с хорошим техническим образованием.

На площади 660 га сейчас зарегистрирован 21 резидент из семи стран мира с заявленным объемом инвестиций около 24 млрд рублей, из которых почти 11 млрд уже вложены. Восемь компаний уже успешно выпускают продукцию на территории ОЭЗ, обеспечивая поставки не только в России, но и на экспорт.

«Мы создаем комфортные условия для самых разных предприятий. У нас уже успешно работают компании, ориентированные на автомобильную и химическую промышленность, фармацевтику, а также целлюлозно-бумажное производство», — рассказывает Сергей Андреев.

«Это отличный партнер для стартовых проектов в России, — говорит о своем опыте работе в ОЭЗ Эдуардо Руис де Олано Фернандес, генеральный директор ООО “Сие Аутомотив Рус”. — ОЭЗ обладает высоким уровнем инфраструктуры, включающей в себя технические и кадровые ресурсы, которые так необходимы резидентам на начальных этапах».

Иван Ступаченко

Ульяновская область: ставка на интеллект и комфорт для инвестора

В Ульяновской области сформирована система поддержки инвесторов, приоритетно оказывающая помощь высокотехнологичному производству и притягивающая все новых и новых резидентов

На перекрестке всех путей

При взгляде на список западных компаний, работающих в регионе, создается впечатление, что Ульяновская область стала одним из самых динамичных в стране центров промышленного развития. Объем инвестиций в основной капитал с 2005 по 2017 год вырос более чем в шесть раз, открыто свыше 100 новых производств, создано 15 тыс. новых рабочих мест. В регион за это время пришли зарубежные компании – DMG Mori, Schaeffler, Legrand, Nemak, MARS, Hempel, Efes, Takata, Bridgestone, Fortum, Vestas, Isuzu, Jokey Group, Quarzwerke, FM Logistic, Hilton и другие.

Такое положение дел говорит о том, что в Ульяновской области создана уникальная система поддержки инвестиций. По итогам международного рейтинга Doing Business in Russia 2012 Ульяновск занял первое место среди российских городов по условиям ведения бизнеса. А по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в 2017 году область оказалась на десятой строчке и при этом оказалась первой по такому критически важному показателю, как снижение административного давления, став лидером по направлению «Регуляторная среда».

Это стало возможным во многом потому, что в Ульяновске была сформирована команда профессионалов и специальная структура, помогающая инвесторам войти в регион и успешно вести в нем бизнес, — Корпорация развития Ульяновской области. В ее задачи входит поиск и привлечение инвесторов, подбор готовых площадок и сопровождение проектов в режиме «одного окна».

Кроме того, налажена экономическая система поддержки инвестиционных проектов. Так, пятнадцатилетние налоговые каникулы, предоставляемые в Ульяновской области, позволяют инвесторам сэкономить от 30 до 40% всех вложений в проект.

У региона, как отметил президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, «получается договариваться с предпринимателями, федеральными ведомствами и естественными монополиями».

Свой вклад в экономическое развитие области вносит и ее выгодное географическое положение. Регион расположен на юго-востоке европейской части России, в центре Поволжья, 875 км от Москвы. Облегчает сегодняшнее развитие и тот факт, что область исторически была центром промышленно развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа и располагалась на перекрестке федеральных и международных логистических маршрутов. Основная отрасль промышленности региона — машиностроение с ведущими направлениями в виде авиастроения, автомобилестроения и станкостроения. Кроме того, активно развиваются производство строительных материалов, сельское хозяйство, пищевая промышленность и альтернативная энергетика. Подавляющее большинство отраслей, как несложно заметить, относятся к числу наукоемких.

Точки роста

В Ульяновской области инвесторам предоставляются площадки под размещение производств. Среди них стоит упомянуть индустриальный парк «Заволжье» — один из первых сертифицированных индустриальных парков в России. «Сегодня в нем реализуется 30 проектов крупных международных компаний с общим объемом инвестиций 47,1 млрд рублей, на предприятиях работают более трех тысяч человек», - рассказал генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин.

Другая интересная зона — второй по величине город Ульяновской области: Димитровград. Правительство России присвоило ему в 2017 году статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Этот статус позволяет сфокусироваться на развитии экономики моногорода. Благодаря созданию ТОСЭР инвесторы, пришедшие со своими проектами в Димитровград, получают льготы и дополнительные преференции. У новой территории уже появились три резидента — компании, занимающиеся выпуском автокомпонентов и мебели.

Однако ключевой площадкой в регионе и главной точкой роста, вероятно, можно назвать портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ) «Ульяновск», созданную рядом с международным аэропортом Ульяновск-Восточный (на ее территории действует особый налоговый и таможенный режим). Благодаря близости к основным предприятиям авиационной отрасли ПОЭЗ уникальна: это единственная отраслевая зона в РФ, специализирующаяся на размещении производств авиационной сферы, технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также на грузовой логистике.

В ПОЭЗ уже построены все инженерные коммуникации. В этом году введен в эксплуатацию индустриальный парк с готовыми производственными корпусами площадью 14 тыс. кв. м — наиболее востребованный на сегодня формат площадок, где компании могут начинать производственную деятельность и одновременно строить заводы.

Сегодня на территории Ульяновской ПОЭЗ зарегистрированы 22 резидента, уже работают три компании. В этом году на стройку вышли две компании: предприятие по производству синтетических масел и присадок и компания по производству гофроупаковки полного цикла. Кроме того, до конца года корпорация «Иркут» начнет строительство в ПОЭЗ центра кастомизации воздушных судов.

Этери Милорадова

Каких инвесторов ждут в «Титановой долине» 2.0

ОЭЗ «Титановая долина», созданная в 2010 году, — одна из девяти особых экономических зон промышленно-производственного типа в России и единственная на Урале. Первая очередь — площадка «Салда» — находится в 140 км от Екатеринбурга, вторая — площадка «Уктус» — расположена в Екатеринбурге, это единственная ОЭЗ в России, организованная рядом с международным аэропортом (15 км) и имеющая взлетно-посадочную полосу на своей территории. На территории двух площадок сейчас работают 12 резидентов. Все они задействованы в современном высокотехнологичном производстве — например, работающий на рынке больше семидесяти пяти лет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) на площадке «Уктус» производит самолеты Diamond DA-42T (четырехместный двухдвигательный учебно-тренировочный самолет; локализация составляет 100%); вертолетов Bell (универсальный многоцелевой вертолет Bell 407GXP; локализация 9%); производство самолетов L-410 (оснащен двумя турбовинтовыми двигателями GE H80-200 и предназначен для перевозки 19 пассажиров и грузов) будет локализовано на 50%. Сейчас УЗГА закончил строительство второго корпуса в «Титановой долине», где будут трудиться почти 600 человек.

УЗГА займет не более 15–20% площади второй очереди особой экономической зоны, остальные 80 га оставят другим компаниям. Сборка самолетов подтянет на вторую площадку «Титановой долины» другие высокотехнологичные производства, в том числе не связанные с авиастроением. Один из потенциальных резидентов — производитель сидений для грузового, железнодорожного транспорта «Сибеко», которая планирует выпускать аналогичную продукцию для самолетов.

Концентрация на промплощадке пула технологичных компаний даст толчок развитию окружающей территории, трансформировав ее в мощный центр притяжения.

«Мне бы очень хотелось, чтобы вокруг площадки “Уктус” появились научные предприятия, R&D- или IT-компании. Потенциал для этого есть: в “Титановой долине” сосредоточатся платежеспособные потребители, среди которых будут востребованы науко- и технологичноемкие продукты. Сейчас мы работаем с девелоперами над проектом создания рядом с ОЭЗ промышленного коворкинга для сдачи в аренду небольшим технико-внедренческим компаниям — по 100–200 квадратных метров», — говорит генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов.

По его замыслу, недвижимость востребованного сегодня формата light industry (здания с промышленной и офисной функцией) будет окружать вторую очередь «Титановой долины» на площади 10 тыс. кв. м. Спрос на нее, как уверяет топ-менеджер, в регионе высокий. Помимо этого рядом с «Титановой долиной» предполагается возвести гостиницу, офисные помещения, складскую недвижимость, создать логистическую инфраструктуру — как для нужд резидентов, их кооперационных партнеров, так и для стороннего бизнеса.