Дорогу молодым: Алишер Усманов уходит от управления Mail.Ru Group

Повестка дня
«Эксперт» №44 (1095) 29 октября 2018

Алишер Усманов объявил о выходе из управления Mail.Ru Group: представители подконтрольных миллиардеру компаний USM Holdings и «Мегафон» покидают состав совета директоров российского интернет-гиганта. Вместо топ-менеджеров «Мегафона» (Сергея Солдатенкова, Анны Серебряниковой, Влада Вольфсона) и представителя USM Holdings Ивана Стрешинского в новый состав его управляющего органа вошли гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев, его первый заместитель Дмитрий Сергеев, а также топ-менеджеры Газпромбанка Алан Ваксман и Сергей Меднов.

«Уверен, что высокотехнологичными компаниями должно руководить молодое поколение — талантливые и амбициозные люди, остро чувствующие тренды развития современного цифрового бизнеса», — официально объяснил свой шаг Алишер Усманов. И добавил: его решение связано с тем, что в ближайшем будущем он хочет сконцентрироваться на благотворительных проектах, а также на электронной коммерции. Напомним: в сентябре было публично объявлено о создании AliExpress Russia — совместного предприятия китайской Alibaba Group, Российского фонда прямых инвестиций, Mail.Ru Group и «Мегафона». Это новое совместное предприятие ставит амбициозную задачу — стать крупнейшим каналом китайских товаров не только для России, но и для европейских стран.

Однако помимо официальных причин решение Алишера Усманова, скорее всего, связано со стремлением снизить санкционные риски против Mail.Ru Group. Бизнесмен уже давно фигурирует в американских списках ближнего круга Кремля, и вероятность санкционных действий США против него весьма велика. Возможные санкции могли бы больно ударить по такой высокотехнологичной компании, как Mail.Ru Group, которая намерена развиваться в том числе за пределами России: в частности, недавно созданная компания Mail.Ru Cloud Solutions (MCS) и Mail.Ru Games Ventures активно развивают международные направления деятельности. В настоящее время клиентами сервисов Mail.Ru Group являются более 90% пользователей рунета. С момента выхода компании на IPO в 2010 году ее капитализация выросла в три раза (со 171 до 368 млрд рублей), а выручка — почти в шесть раз (с 10,5 до 58,6 млрд).