Стимулировать экстенсивный рост больше не нужно

Специальный доклад
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ АПК
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
Для дальнейшего успешного развития аграрной отрасли необходимо управлять ценовой волатильностью на рынке, поддерживать потребление за счет малоимущих слоев населения и добиться расширения экспорта российского продовольствия, считает генеральный директор Группы «Черкизово» Сергей Михайлов
Стимулировать экстенсивный рост больше не нужно

На российском аграрном рынке завершается эпоха активного роста, которая была основана на процессах импортозамещения во многих подотраслях. Сегодняшний АПК характеризуется снижением динамики производства, стабилизацией выпуска продукции, а по некоторым подотраслям и избытком предложения. Будучи вовлеченным в мировую торговлю, российский АПК вступает в новую фазу своего развития, для которой характерны высокая конкуренция, ценовая волатильность и цикличность в развитии. Россия теперь стала как другие страны — ведущие производители продовольствия, где насыщен внутренний спрос и только развитый экспорт и государственные дотации позволяют избежать затоваривания и разорения аграрных компаний.

В связи с этим старейшие российские компании аграрного сектора переходят от стратегии масштабных инвестиций в расширение производства и вертикальную интеграцию к оптимизации мощностей, повышению их эффективности, созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью. Наглядный пример такой смены приоритетов — группа компаний «Черкизово», один из постоянных лидеров нашего рейтинга. В прошлом году при росте выручки почти на десять процентов компании удалось втрое увеличить чистую прибыль. «Черкизово» планирует и дальше делать это своим приоритетом за счет постоянной оптимизации себестоимости бизнеса и расширения линейки готовых продуктов. Об этом и о ситуации в отрасли в целом Сергей Михайлов рассказал «Эксперту».

— Реализация идеи импортозамещения во многих подотраслях АПК близится к завершению. Какая следующая идея или стратегия позволили бы отрасли, в том числе крупным холдингам, эффективно развиваться?

— Если мы говорим о рынке мяса, то можно говорить о завершении импортозамещения по птице, свинине. По говядине — нет, и не факт, что это нужно делать. Если говорить об агросекторе в целом, то остались другие направления, например производство овощей, фруктов, где вопрос импортозамещения пока не решен. Стратегия дальнейшего развития отрасли — поддержка потребления населения. Рост потребления привязан к макроэкономическому росту в стране, которого, к сожалению, пока не видно. Общее потребление мяса в России в среднем находится на достаточно высоком уровне, где-то 73–75 килограммов на душу населения, но это ниже среднеевропейских показателей — 82–85 килограммов. То есть мы можем еще расти, но я бы не сказал, что есть огромный потенциал. Потенциал роста — адресная продовольственная помощь с тем, чтобы увеличить потребление за счет малоимущих слоев населения. В перспективе можно говорить и об экспорте продовольствия.

Как в связи с завершением импортозамещения, в частности по основным видам мяса, должна выстраиваться система господдержки аграрных отраслей?

Господдержка агросектора в России, если сравнивать с другими странами, всегда находилась на очень низком уровне. Мы не считаем, что это плохо. Например, в Евросоюзе уровень поддержки АПК составляет сто миллиардов евро в год. В США — десятки миллиардов долларов, одна только программа продовольственных пособий там изм