Как сгореть на работе и остаться живым

Русский бизнес
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
«Эксперт» №46 (1097) 12 ноября 2018
Российские компании пробуют применять технологии дополненной и виртуальной реальности в обучении сотрудников. К привычным очкам и шлемам добавился интерактивный костюм для осязания виртуальных миров
Как сгореть на работе и остаться живым

Иммерсивные технологии начинают активно использовать не только разработчики игр, но и компании в разных отраслях, от ритейла до промышленности. Пока речь в основном идет о включении VR и AR-элементов в образовательные программы с целью повысить эффективность обучения.

Тон задает западный бизнес — например, ритейлер Walmart закупил в этом году у компании Oculus 17 тысяч VR-гарнитур для обучения сотрудников (один из самых крупных экспериментов в этой области). Но и наш не отстает. Корпоративные университеты РЖД и Сбербанка активно внедряют программы с использованием виртуальной и дополненной реальности. ВТБ, Mail.ru Group и ряд других компаний находятся в шаге от начала применения обучающих программ.

Сбербанк создал Лабораторию виртуальной реальности и работает по трем направлениям: проводит виртуальные лекции, создает обучающие видеоролики по технологии 360° (панорамное видео для очков виртуальной реальности), использует VR-тренажеры — например, для отработки навыков публичных выступлений. Подобные тренажеры популярны и у других компаний. В данном случае это имитационная среда, в которой моделируется аудитория с анимированными персонажами в зале и искусственно создаются раздражающие факторы — мигание лампы, кашель в зале, смех. С помощью специального аппарата регистрируется уровень тревоги по показателям кожно-гальванической реакции человека. Цель — постепенно снизить тревожность у спикеров, которые должны выступать перед аудиторией, настроенной критически, настороженно или равнодушно.

По словам Кирилла Стеценко, руководителя направления VR/AR корпоративного университета Сбербанка, обучение в такой форме проходят порядка 35 тысяч менеджеров банка. По результатам внутреннего исследования Сбербанка, при использовании VR/AR-инструментов эффективность обучения в среднем повышается на 20%.

При корпоративном университете РЖД открыта лаборатория цифровых технологий, где сотрудники могут получить новый опыт на тренажерах виртуальной реальности: например, топ-менеджмент компании виртуально «сбросили» с небоскреба, кто-то смог «посидеть» в кресле инвалида. Видимо, это позволяет испытать незабываемые эмоции, которые можно конвертировать во что-то полезное.

По словам руководителя корпоративной академии G-Energy Academy компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Инны Митиной, использование иммерсивных инструментов критически важно для создания единых корпоративных стандартов в рамках отработки различных сценариев взаимодействия в конечных точках предоставления услуг и продаж, а также для отработки механики реагирования в кризисных ситуациях с целью полного исключения травматизма на производстве.

У обучающих VR/AR-программ есть преимущества. Во-первых, к ним можно возвращаться в любой момент без привлечения дополнительных человеческих ресурсов — тренеров, экспертов и т. д. Для воспроизведения проекта достаточно специального оборудования и ПО.

В пример Инна Митина приводит программу обучения приемке автомобиля в СТО, реализованную в компании. Ее использование