Казна пухнет, а ускорения нет

Главная новость
«Эксперт» №47 (1098) 19 ноября 2018

По итогам десяти месяцев федеральный бюджет России исполнен с профицитом чуть более 3 трлн рублей, или 3,6% ВВП. Лишь десять лет назад, в далеком докризисном и досанкционном 2008 году, мы имели профицит подобного размера (4,1% ВВП). С учетом сезонного увеличения расходов в ноябре и особенно в декабре по итогам года профицит будет поменьше. На прошлой неделе Госдума скорректировала закон о бюджете на 2018 год: в новой версии профицит зафиксирован на уровне 2,1% ВВП, примерно столько же заложено в проекте федерального бюджета на 2019 год.

Параллельно растут размеры Фонда национального благосостояния (ФНБ). За январь–октябрь остатки средств в нем увеличились на десять с лишним миллиардов долларов, превысив в 75 млрд долларов (5,1% ВВП). Согласно бюджетным проектировкам темпы накопления ФНБ в 2019 году увеличатся.

Сверхплановый профицит бюджета и активное накопление ФНБ — следствие намеренного сдерживания расходов бюджета. На фоне внушительного роста доходов казны, прежде всего нефтегазовых, расходы недофинансируются (за десять месяцев раскассировано только 77% нескорректированного годового плана).

Государство отказывается использовать бюджетную политику для активизации экономического роста. Любопытно, что у политики бюджетной консолидации появляются совсем неожиданные критики, в частности глава Счетной палаты РФ, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, один из основоположников идеологии ограничительной бюджетной политики и максимизации резервов.

Выступая на первом публичном обсуждении проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, Кудрин раскритиковал его структуру. Он заметил, что она практически не меняется. Расходы на образование и здравоохранение, развитие инфраструктуры растут лишь номинально, но не в процентах ВВП. При этом, по мнению чиновника, реализовать глобальные цели, зафиксированные в майском указе президента, без наращивания расходов на здравоохранение (примерно с 3,3 до 4% ВВП), на образование (с 3,7 до 4,2%), на дорожное хозяйство (примерно с 1,5 до 2%) будет затруднительно.