«Крик» едет в Россию

Культура
ЖИВОПИСЬ
«Эксперт» №48 (1099) 26 ноября 2018
В Третьяковской галерее впервые в России пройдет масштабная выставка картин норвежского художника Эдварда Мунка
«Крик» едет в Россию

До сих пор в России несколько раз выставлялись гравюры Эдварда Мунка — последний раз это было в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в 1982 году. Мунк был и до сих пор остается для всех, за исключением специалистов и продвинутых любителей живописи, создателем одного произведения. Но зато в популярности картины «Крик» ему могут позавидовать очень и очень многие художники. Эта картина не только была однажды продана за баснословную сумму — 120 миллионов долларов —американскому миллиардеру Леону Блэку (на момент продажи это был рекорд для произведений искусства), но и стала расхожим образом, который одно время было принято в первую очередь ассоциировать с состоянием ужаса. Сейчас это мем, который раз за разом воспроизводится в самых разнообразных форматах. Что лишний раз указывает на гений художника, который часто заключается не столько в мастерстве передачи изображения на холсте или бумаге, а в умении поймать, зафиксировать визуальный образ, который воплотил в себе чаяния (или страхи) миллионов людей вне зависимости от их возраста, национальности, места проживания.

В Россию приедет графический «Крик», выполненный пастелью, аналогичный тому, что приобрел Леон Блэк, — художник создал несколько версий этого сюжета. Помимо «Крика» на выставке будет представлено 65 живописных произведений, 36 графических, а также фотографии, сделанные самим художником, книги из его личной библиотеки и архивные документы из Музея Мунка в Осло — крупнейшего собрания произведений художника. Две работы предоставлены ГМИИ имени Пушкина. Одна из них, полотно «Девушки на мосту», была приобретена известным московским коллекционером Михаилом Морозовым у самого художника. Он купил всего одну работу скорее всего не потому, что относился со скепсисом к творчеству Мунка, а потому, что художник никогда не был расположен продавать свои работы за границу. Исключительно благодаря этому в собрании Музея Мунка сейчас находятся две трети из его примерно 1750 живописных произведений, практически все из почти 850 графических работ, в нескольких версиях каждая, и бóльшая часть из восьми тысяч рисунков.

Мунк всего на десять лет старше Ван Гога. Фактически это художники одного поколения, которые могли своими глазами наблюдать художественную революцию, которую совершили на их глазах импрессионисты, и сумели пойти дальше. Но если Ван Гог развил идеи импрессионистов, то Мунк, скорее, взял за основу их стратегию в изобразительном искусстве: создавать произведения без оглядки на предшественников. Он стал одновременно предтечей экспрессионизма и художником, который достиг вершины этого направления в изобразительном искусстве. Несмотря на разницу в возрасте и месте проживания, параллели в судьбах и творчестве обоих художников бросаются в глаза. Они используют в своем творчестве одни и те же мотивы, оба совершают один и тот же жест — жертвуют частями тела: Ван Гог в припадке безумия отрезает себе ухо, Эдвард Мунк в ссоре с подругой отстреливает себе палец — это произошло в доме, который он купи