Рубль не по правилам

Экономика и финансы
БЮДЖЕТ
«Эксперт» №51 (1102) 17 декабря 2018
В этом году жесткость бюджетного правила наложилась на проблемы развивающихся рынков и санкции против России. В результате бюджетное правило, вместо того чтобы снизить волатильность курса рубля, увеличило ее и имеет все шансы раскачивать валютный рынок и ослаблять рубль и дальше
Рубль не по правилам

В будущем году рубль может стать еще волатильнее и еще слабее: ЦБ возвращается к закупкам валюты ради исполнения бюджетного правила. «Мы начнем эти операции с 15 января. Как мы уже отмечали ранее, отложенные покупки будут происходить постепенно, в течение нескольких лет. Решение об отложенных в 2018 году покупках валюты в рамках бюджетного правила мы будем принимать отдельно, после возобновления регулярных покупок. Все это уже учтено в нашем прогнозе», — заявила 14 декабря глава Банка России Эльвира Набиуллина. И это при том, что в уходящем году бюджетное правило Минфина уже преподнесло довольно неприятный сюрприз курсу рубля, увеличив его колебания к доллару и евро.

Главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова отмечает, что в 2018 году объем покупок валюты ЦБ для Минфина в рамках бюджетного правила составлял примерно шесть миллиардов долларов в месяц и все шло хорошо вплоть до третьего квартала 2018-го, когда отток капитала из России начал быстро расти. «В условиях сильного роста цен на нефть и значительного чистого оттока капитала в середине 2018 года бюджетное правило стало угрозой для валютного рынка, — говорится в обзоре Альфа-банка. — Подтверждением слабости рынка является то, что, несмотря на решение ЦБ остановить покупки валюты, курс рубля остается крайне слабым и все еще торгуется у отметки 65–67 рублей за доллар».

И хотя всю осень и зиму ЦБ не покупал валюту на открытом рынке, с января рубль вполне может снова начать слабеть — если техника исполнения бюджетного правила останется той же.

 

 

Парадокс правила

 

Напомним, согласно текущей версии бюджетного правила из экономики изымаются валютные излишки, образовавшиеся в результате превышения ценой нефти отметки 40 долларов за баррель. Эти излишки направляются в Фонд национального благосостояния, который декларативно является «подушкой безопасности» бюджета на случай непредвиденных шоков — например, резкого падения нефтяных цен, а де-факто — источником финансовой поддержки правительством различных проектов.

Член экспертного совета по денежно-кредитной политике Государственной думы Максим Петроневич добавляет, что с точки зрения бюджетной политики правило позволяет накапливать ресурсы для выполнения бюджетных обязательств в периоды сокращения нефтегазовых доходов, как это было в 2009-м и 2015–2016 годах, и избегать избыточного роста бюджетных расходов в богатые годы. «Это важно, так как значительная часть бюджетных расходов имеет свойство трансформироваться в бюджетные обязательства — в том смысле, что получатели государственных денег часто пытаются закрепить единожды оказанную государством поддержку на продолжительное время. С точки зрения денежно-кредитной политики механизм бюджетного правила также важен. Он позволяет изъять избыточные деньги из экономики и повысить спрос на национальную валюту, сглаживая зависимость рубля от цен на нефть», — заключает Максим Петроневич.

Влияние на курс рубля возникает из-за того, что в текущей версии правила, в отличие